Монгольская жаба по образу жизни сильно отличается от своих сородичей, не переносящих засуху и палящее степное солнце. Ее такие условия вполне устраивают.
Как следует из названия, наша героиня распространена в Монголии. Также ее можно встретить на юге Иркутской области, в Бурятии, Забайкальском крае, на Севере Китая и в Корее.
Узнать монгольскую жабу нетрудно. Ее окрас варьирует от светло-оливкового до почти коричневого, пятнистая кожа покрыта бугорками, а на спине имеется полоса. Сложный кожный узор позволяет жабам подолгу оставаться незамеченными. Это довольно крупные жабы — самцы порой достигают в длину более 8 сантиметров (самки намного мельче). Выглядят монгольские жабы неуклюже и передвигаются медленно.
За большими выпуклыми глазами у жаб располагаются паротиды — железы, выделяющие яд буфотоксин. Благодаря ему жабы могут не опасаться хищников, так как те вряд ли захотят ощутить неприятный вкус во рту или испытать проблемы с пищеварением.
Монгольские жабы предпочитают жить в лесостепях и степях, в сухих поймах рек, нередко на возвышенностях, вдали от водоемов. Любят они селиться и возле деревень и дачных поселков. Бывало, что их находили на высоте свыше 3000 метров над уровнем моря.
Избрав для жизни суровые места, расположенные вдали от воды, эти амфибии идеально приспособились к ним. Когда весеннее солнце еще не слишком нагревает почву, то жабы ведут дневной образ жизни. Летом же, когда наступает жара, они прячутся в заброшенных норах других животных, расщелинах скал или под корягами. Иногда монгольская жаба роет нору самостоятельно — по некоторым данным, ее глубина может достигать 1-2 метров.
В подземной тени и прохладе жабы пережидают жару, убийственную для большинства амфибий. В сумерках жабы выходят на поверхность и отправляются охотится на комаров, бабочек, жуков, гусениц. Возле населенных пунктов жабы часто собираются под фонарями, поскольку там больше шансов поймать насекомых.
Но как бы ни были монгольские жабы адаптированы к степям, для продолжения рода им необходимо возвращаться к воде. С наступлением весеннего тепла самцы устремляются к мелким стоячим водоемам и начинают громко квакать, раздувая резонаторы на шее. Вслед за самцами через несколько дней прибывают самки.
В конце мая — начале июня в прибрежной зоне они откладывают икру, скрепленную в двухрядные нити, которые крепятся ко дну или водным растениям. В каждой кладке насчитывается до 6 тысяч икринок. Примерно через неделю из них появляются головастики, а уже в конце июня молодь начинает покидать водоем.
Примерно в конце сентября монгольские жабы впадают в спячку. К месту для зимовки особых требований они не предъявляют: забираются в норы, подвалы, стога сена, зарываются в песок. Случается, что и головастики, не успевшие превратится во взрослых особей, зимуют прямо в водоеме, а на следующий год завершают цикл.
После длительной зимы жабы пробуждаются, когда на улице устанавливается температура свыше 14 градусов. Они постепенно отходят от оцепенения и неуклюже скачут по степи, словно бросая вызов ее опасностям.