25 октября 2022 года произошло частное солнечное затмение, которые могли наблюдать жители многих регионов России. Сегодня мы представляем природу этого явления, и мало кто считает затмения предзнаменованиями дурных событий, хотя некоторые всё еще верят в их мистическую составляющую.
В прошлом затмения Солнца не единожды оказывали влияние на ход истории, а также помогали двигать науку вперед. «Вокруг света» рассказывает о нескольких подобных затмениях.
Библейский след
Первые астрономы, вероятно, наблюдали за затмениями Солнца и Луны еще на заре человеческой цивилизации, но упоминания о них в письменных источниках появляются позже. Одним из первых таких затмений стало солнечное затмение, случившееся в 1207 году до н. э. Событие упоминается в Ветхом Завете, а определить его дату ученым в 2017 году помогло сопоставление текста книги Иисуса Навина, в которой рассказывается, как библейский герой привел народ Израиля в Ханаан, с древнеегипетскими источниками.
Астрономы подтвердили выводы британских языковедов, и теперь это затмение считается древнейшим из описанных в истории человечества. Кстати, это открытие может помочь исследователям уточнить сроки правления нескольких египетских фараонов, включая Рамзеса II Великого.
Древнегреческая наука
О наблюдениях затмений древнегреческими учеными известно из ряда источников. Уже в ту пору изучение Солнца и Луны во время затмения помогало делать открытия.
Согласно Геродоту, математик Фалес Милетский смог предсказать солнечное затмение, произошедшее в 585 году до н. э., и ученые до сих пор спорят, как именно ему удалось это сделать. Вероятно, Фалес был знаком с достижениями вавилонской астрономии.
Древнегреческий астроном и математик Гиппарх Никейский, живший во II веке до н. э. смог вычислить расстояние до Луны во время солнечного затмения. В греческом Геллеспонте оно было полным, а в египетской Александрии — Луна перекрыла диск Солнца примерно на 4/5. Исходя из этого, астроном и смог определить, как далеко от Земли находится ее естественный спутник. Его расчеты оказались довольно близки к современным.
Князь Игорь и черное солнышко
Заметный след в российской истории оставило полное солнечное затмение, которое произошло в мае 1185 года и было описано в «Слове о полку Игореве» и в некоторых летописях. Его (в частичном виде) наблюдало войско князя Игоря, отправившегося в поход на половцев. Предположительно, затмение застало дружину недалеко от реки Северский Донец.
Затмение было воспринято как дурной знак, но князь не стал прерывать поход, который закончился трагически — после первого успеха войско Игоря было окружено и разбито, а сам князь попал в плен, но скоро смог сбежать.
С затмениями в каком-то смысле не везло и родственникам Игоря. Его дед, Олег Святославич, умер на 10-й день после затмения солнца в 1115 году, а на 50-й день после затмения в 1146 году скончался, по некоторым данным, дядя Игоря — князь Всеволод Ольгович. Некоторые историки утверждают, что с солнечными затмениями можно так или иначе связать смерти еще нескольких представителей рода Рюриковичей.
Монарх-просветитель
Первым российским правителем, который точно знал о грядущем затмении, был Пётр I. Во избежание волнений среди не столь просвещенных подданных царь велел оповестить их об этом астрономическом явлении, произошедшем в 1706 году.
«Будущего месяца в первый день будет великое солнечное затмение», — говорилось в сообщении о затмении, которое можно было наблюдать, в том числе, из юного города Санкт-Петербурга. Спустя 136 лет в городе открылась знаменитая Пулковская обсерватория, которая работает и по сей день.
Дагерротип Берковского
28 июля 1851 года в Королевской Академии Кёнигсбергской обсерватории, находившейся в то время на территории Пруссии, сделали первый правильно экспонированный снимок солнечного затмения. Его удалось получить местному даггеротеписту Юлиусу Берковскому.
Это же затмение запечатлел на своей картине художник Иван Айвазовский, наблюдавший природное явление в Феодосии. В 2001 году полотно украли из здания РГО в Санкт-Петербурге, но в частном собрании хранится вариант картины, написанный в 1876 году.
Королевский прогноз и солнечный элемент
Полное затмение, случившееся 18 августа 1868 года, вошло в историю по двум причинам. Во-первых, оно даже носит название Затмение короля Сиама. Дело в том, что правитель страны Монгкут (Рама IV) увлекался астрономией и смог заранее точно предсказать грядущее затмение (его прогноз продолжительности затмения оказался даже точнее прогноза европейских астрономов).
Для наблюдения за ним Монгкут организовал экспедицию. Она была успешной с научной точки зрения, но некоторые участники, включая самого короля заболели малярией. Монгкут умер от болезни через несколько месяцев.
В то же время за затмением в Гунтуре (Индия) наблюдал при помощи спектроскопа французский астроном Пьер Жансен, который рассчитывал проверить теорию Густава Киргофа, предсказавшего, что спектральные линии соответствуют конкретным химических элементам.
Изучая солнечные протуберанцы, Жансен обнаружил ярко-желтую спектральную линию, которую смог наблюдать и в последующие дни. Вскоре выяснилось, что она соответствует неизвестному элементу. В том же году эту линию обнаружил английский астроном
Первый в воздухе
19 августа 1887 года (7 августа по ст. ст.) за затмением Солнца наблюдали многие исследователи, среди которых был и российский химик Дмитрий Иванович Менделеев. В отличие от своих коллег, он решил посмотреть на затмение из корзины аэростата.
На месте старта у подмосковного Клина собралось немало зрителей, среди которых был и художник Илья Репин. Все пошло не по плану — шар намок от дождя и потяжелел, и Менделееву пришлось лететь одному, а не в сопровождении пилота аэронавта. В итоге шар достиг высоты 3,8 км, на которой солнце частично закрывали облака, но Менделееву все же удалось провести ряд наблюдений. Ученому удалось совершить посадку примерно в 100 км от места взлета. За этот рискованный эксперимент Менделеева наградили медалью французской Академии аэростатической метеорологии.
Звездный час Эйнштейна
Наконец, солнечное затмение сыграло определенную роль в карьере Альберта Эйнштейна. В мае 1919 года произошло очередное полное солнечное затмение. Наблюдавший его астроном Артур Эддингтон зафиксировал отклонения света рядом с Солнцем под воздействием гравитации звезды, подтвердив тем самым постулаты предложенной Эйнштейном общей теории относительности.
На тот момент исследования Эддингтона можно было поставить под сомнение из-за недостаточной точности вычислений, но наблюдения, сделанные спустя несколько десятилетий, подтвердили его правоту. А в правоте теории Эйнштейна к тому времени уже никто из ученых не сомневался — она неоднократно была подтверждена в рамках других экспериментов.
После сообщений Эддингтона газета The Times написала о «революции в науке», и эта публикация положила начало мировой славе Эйнштейна, который вскоре получил Нобелевскую премию по физике, хотя она была присуждена ему за другие научные достижения.