«Вокруг света» рассказывает об истоках пиратства и особенностях этого сомнительного ремесла в разные исторические эпохи.
Античное и средневековое пиратство
Первые пираты появились еще несколько тысяч лет назад. Нападениям со стороны морских разбойников подвергались египетские и финикийские суда. Например, в «Одиссее» упоминаются финикийские пираты, похищавшие людей с острова Сирос и продававшие их в рабство. Позднее от пиратства страдала и морская торговля греков и римлян в Средиземном море.
В руки пиратов попадали не только торговцы и военные моряки, но и знатные особы. Так, однажды в пиратском плену оказался 25-летний Юлий Цезарь. Как повествуется в «Сравнительных жизнеописаниях» Плутарха, сначала пираты потребовали за Цезаря выкуп в размере 20 талантов серебра (примерно 600 килограммов), на что он громко рассмеялся и посоветовал им просить выкуп в 50 талантов. Пираты так и сделали. В ожидании выплаты Цезарь месяц жил на пиратском корабле. При этом чувствовал молодой человек себя вполне свободно: он даже пытался командовать разбойниками.
Пиратством активно промышляли и викинги, которые строили быстроходные суда, способные ходить под парусом и на веслах. Викинги неожиданно нападали на прибрежные поселения и стремительно уходили с добычей.
Считается, что эпоха викингов началась именно с набегов на Англию в конце VIII века. В английской средневековой литургии со временем даже появилась фраза: «Боже, избавь нас от ярости норманнов». Начав с грабежей, викинги в итоге завоевали значительную часть Британских островов. В IX веке викинги ограбили и сожгли Гамбург и Париж.
Балтийские морские разбойники, которых еще называют витальерами, также внесли большой вклад в развитие пиратства в XIV–XV вв. Балтийские пираты, имевшие покровителей среди знати, захватили остров Готланд и нападали на крупные города, включая Берген, Мальме и Выборг. Среди предводителей виталийских братьев особо прославился Клаус Штёртебекер, о похождениях которого слагали народные песни и романтические стихи.
Прелести пиратской жизни
Стать пиратом мог практически каждый. Многие будущие разбойники набирались опыта на торговых или военно-морских судах. Жизнь на таких кораблях была суровой, а условия — ужасными. Именно поэтому моряков привлекала не только жажда наживы, но и просто пиратская жизнь. Пиратам не нужно было соблюдать законы, к новоприбывшим на разбойничьих судах относились намного лучше, чем на военных или гражданских, да и награбленное почти всегда распределялось поровну.
Капитаны пиратских судов активно привлекали новых людей в свои команды. Они нередко предлагали членам команд захваченных кораблей сохранить жизнь и податься в морские разбойники.
Ставшие пиратами моряки соглашались жить по простым, но суровым правилам, нарушение которых грозило смертью. Если кого-то из пиратской команды уличали в воровстве у товарищей или трусости во время боя, его высаживали на необитаемый остров со скудным набором припасов. Большинство таких «робинзонов» вскоре умирали.
Женская доля
Пиратами в основном были молодые и взрослые мужчины. Женщин-пиратов было немного, так как моряки считали, что они приносят несчастья. Поэтому им зачастую приходилось маскироваться под мужчин. Однако история сохранила имена нескольких известных женщин-пиратов.
Например, славу себе снискала морская разбойница из Китая Чинг Ши (1775-1844), которая командовала многотысячным пиратским сообществом. Пиратством также успешно промышляли Энн Бонни из Ирландии и англичанка Мэри Рид, которые были схвачены в 1720 году и преданы суду на Ямайке. Они обе были приговорены к смертной казни, но избежали ее, так как были беременны. Мэри Рид умерла через несколько месяцев после суда (считается, что она умерла либо при родах, либо тайно убита), а Энн Бонни скончалась от старости в возрасте 85 лет.
«Вокруг света» также рассказывал о еще одной прославленной морской разбойнице из Ирландии по имени Грануаль, которую прозвали королевой пиратов.
Золотой век пиратства и его упадок
Историки считают, что расцвету пиратства в XVII–XVIII вв. отчасти могло поспособствовать увеличение объемов морской торговли и ослабление военного присутствия европейских держав в отдельных регионах. Во всяком случае на протяжении примерно 80 лет пиратство крепло и процветало. Именно в эти годы на море промышляли такие легендарные пираты, как Бартоломью Робертс, Генри Эвери и Эдвард Тич по прозвищу Черная Борода.
Морские бандиты процветали и после окончания Золотого века, заметный спад их бесчинств произошел ближе к концу XVIII века, когда в мире созрело понимание, что пиратство приносит слишком большие убытки и с ним нужно бороться.
Табель о пиратских рангах
Пират — самое общее название для морских разбойников, но существует целый ряд более специфических терминов, которые зачастую ошибочно употребляются в качестве синонимов.
Капер, приватир или корсар — это пират с «лицензией». Правительства многих европейских стран поощряли нападения на суда конкурирующих государств и нанимали морских разбойников на службу. Впрочем, многие корсары нарушали условия договора и грабили любые встреченные суда. Самым известным капером был Фрэнсис Дрейк. Второй в истории капитан, совершивший кругосветное плавание, состоял на британской службе, а в свое знаменитое путешествие Дрейк отправился по приказу Елизаветы I, чтобы атаковать испанские колонии на тихоокеанском побережье Южной Америки.
Флибустьерами правильней всего называть корсаров на службе Франции, Англии и Нидерландов, а также вольных пиратов, которые промышляли в Карибском море, нападая на испанские суда и поселения.
Термин буканьер также используется для обозначения людей, грабивших суда. Так называли переселившихся в начале XVII века из Франции на острова Карибского моря охотников, которые занимались не только добычей животных, но и контрабандой, а также грабежами торговых судов. Французское слово boucan, вероятно, было позаимствовано из языков местного населения. Так они называли копченое мясо и решетку для его приготовления.
Пиратство существует и по сей день, но в основном ограничивается отдельными регионами. Жители неблагополучных стран регулярно атакуют гражданские суда ради наживы и выкупа, используя скоростные лодки и стрелковое оружие. Наибольшую известность в XXI веке обрели сомалийские пираты, но морскими грабежами промышляют и жители других стран Африки и Азии.