Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Зорикто Доржиев: «Каждый художник в течение жизни ищет для себя архетипичного героя»

В музее «Новый Иерусалим» открылась выставка «Повелитель снов» Зорикто Доржиева / Zorikto. Выставка предлагает зрителям стать кочевниками, чтобы отправиться в путешествие по мирам художника и познакомиться с его неповторимым авторским стилем. Поговорили с художником о важных картинах на экспозиции, работе над национальными костюмами в кино и самочувствии в путешествиях

21 марта 2025
Зорикто Доржиев | Источник: Пресс-служба

Зорикто Доржиев

Источник:

Пресс-служба

Выставка в музее «Новый Иерусалим» — самая масштабная в вашей творческой биографии. Зрители увидят 75 произведений живописи и графики, созданных за два десятилетия. По какому принципу вы отбирали работы для экспозиции?

Выставка действительно самая масштабная. Работы отбирались, конечно, совместно. В первую очередь те, что могла предоставить Khankhalaev Gallery. И во вторую — то, что музей «Новый Иерусалим» посчитал необходимым и нужным взять в экспозицию. Благодаря совместным усилиям получилось сделать столь масштабную выставку.

Откуда ее таинственное название — «Повелитель снов»?

«Повелитель снов» называется моя очень старинная работа, если не ошибаюсь, 2007 года. На тот момент, наверное, мной обладали какие-то особые настроения, хотелось больше мистики, таинственности. Здесь, наверное, сошлись несколько тем. Произведение Стивена Кинга, которым я очень сильно увлекался в студенческое время. И желание населить вселенную, мир вымышленных, фантазийных персонажей новым героем, который бы не имел ничего общего с реальностью, с историей моего детства, моими воспоминаниями.

Название отсылает к фантазийному миру, в котором найдется место практически всему. Сама природа снов не изучена и до сих пор непонятна. Как и природа вдохновения. Так что есть какая-то родственная близость у этих понятий.

Вы родились в Бурятии. В вашем творчестве соединяются и национальные мотивы, и русская живописная традиция, и европейская, и актуальная поп-культура. Как эти традиции сосуществуют в ваших картинах?

Так сложилось, что родившись в Бурятии, впитав культуру, традиции, тем не менее, в течение жизни, получив академическое художественное образование, я соединил эти два источника, две линии. Они существуют во мне совершенно неразделимо. Одно время я считал, что академическое образование, например, мешает для свободной работы с той или иной идеей, мыслью. За годы учебы ты приобретаешь какие-то определенные навыки, приемы, инструментарий, который как помогает, так и ограничивает тебя.

Со временем я отношение поменял, и отдаю себе отчет в том, что образование скорее помогает в работе

Национальная бурятская тема — это часть инструмента, который «необходим» мне лишь по случаю. Всегда говорю, что я ни в коем случае не этнический художник. По моим работам нельзя изучать историю, традиции, культуру Бурятии. Я размышляю на сегодняшние, современные темы, а затрагивание национальных моментов для меня — прием, который понятен и органичен мне. Легче излагать мысли, когда ты более чем знаком с темой.

Какие национальные традиции Бурятии для вас стали определяющими — и сегодня они тоже часть вашей личности, философии жизни?

Сейчас, наверное, уже сложно выделить из себя четкие аспекты или признаки, которые характеризуют меня как бурята. Но, наверное, самое главное — это четкое и важное понимание, что человек является частью природы, частью огромного мира, частью гигантской вселенной. Отсюда и буддистский взгляд на мир, на течение жизни.

Выставка включит работы из проекта «Новая степь», который был представлен на 58-й Венецианской биеннале. Центральный образ этой серии — кочевник. Что для вас значит этот герой, почему он становится символом?

Кочевник стал одним из главных персонажей многих моих картин. Каждый художник в течение жизни ищет для себя архетипичного героя. Если его нет, то его обязательно нужно придумать. Это тот персонаж, с которым тебе комфортнее всего работать, персонаж, которого очень легко наделять важными качествами в рассуждениях и исследованиях. Кочевник и стал одним из таких персонажей.

Вообще, культура номадизма, культура кочевничества, актуальна и в современном мире

Когда мир «доступен» практически 24 часа в сутки, это более чем подходит концепции кочевников. Что физически, что виртуально, в онлайн-режиме, ты можешь перемещаться по миру, смотреть, изучать, чувствовать дыхание и ритм мира. Поэтому персонаж кочевника стал вновь актуальным и настолько выразительным.

Триптих «Дневник Джульетты». Зорикто Доржиев | Источник: Пресс-служба

Триптих «Дневник Джульетты». Зорикто Доржиев

Источник:

Пресс-служба

Особый раздел выставки посвящен периоду детства («Детские игры — дело серьезное»). Какие у вас воспоминания о детстве — какие у него цвета, вкусы, запахи? Какие были любимые места на родине?

Все мое детство проходило в городской среде. Я был городским ребенком в школьное время, которое было очень радостное, светлое. А на летние каникулы мы с бабушкой переезжали в деревню в 100-120 км от города. И, наверное, самые яркие сильные впечатления детства именно оттуда.

Мы настолько увлеченно со сверстниками играли в свои фантазии, мечты, через впечатления от прочитанных книг и просмотренных фильмов. Настолько это сильно, наверное, поглощало, по крайней мере, меня, что те воспоминания до сих пор сильны. Другое дело, что когда подросли свои дети, они в какой-то степени «вытеснили» ощущение детского взгляда на мир, детского образа мыслей, детской картины мира.

Да, в ранних работах есть явный отсыл к своим воспоминаниям, своим ощущениям

Но когда мои дети уже достигли осознанного возраста, когда с ними стало можно играть, наделять их теми или иными свойствами, пытаться направлять в играх, то в живописных, графических, скульптурных работах произошла смена персонажей. Я уже вряд ли разделю, что на этой вот картине мои личные воспоминания и переживания. А вот здесь я пытаюсь посмотреть через призму взгляда своих детей…. Сейчас уже сложно сказать, где же граница.

В ваших картинах часто возникает колорит, напоминающий бурятские и монгольские национальные костюмы. Какую цветовую гамму вы бы в них выделили? Как вы используете национальный код в своих работах, когда вы обращаетесь к национальному костюму в книжной иллюстрации или в кино?

Мой практический опыт в осознанной художественной жизни начался с работы над фильмом «Монгол». Я был одним из художников, который работал под началом главного художника картины Даши Намдакова. Я «был в теме», мне было, что рассказать, интересно фантазировать на эту тему.

Материального наследия совсем немного, потому как культура кочевников подразумевает мобильность, временность, и артефактов сохранилось не так много. Мы можем лишь анализировать на основе современного костюма и тех редких моментов, которые мы можем найти в музеях, в каталогах, всем том, чем обновляется сегодняшний археологический мир, где-то интуитивно, где-то на основе каких-то выводов — и тогда получается наполовину фантазийная работа.

Национальный бурятский костюма — это запашной халат практически цельного кроя с длинным подолом, в картинном изображении он достаточно прост и, в то же время, выразителен

Базовая одежда, на которой появляется богатство нюансов. Обогащение происходит за счет фантазийного подхода, благодаря этому можно добавить фантастических деталей в украшении доспехов, вооружений — и образ может жить. Но зрителя изображение должно убеждать.

Я очень люблю естественные, природные, степные оттенки костюма. В современном бурятском костюме много сегодняшних влияний извне, то, как, например, используются ткани, в том числе, китайский шелк ярких насыщенных цветов. Но в XIII–XV веках, сомневаюсь, что могли быть настолько густые, стойкие краски, которые бы выживали в течение трех поколений и могли бы нести с собой колористику, не вписывающуюся в природный ландшафт.

Возможно, были какие-то исключения: привезенные редкие материалы ткани и красители из других стран. Ведь Великий шелковый путь проходил через озеро Байкал, северную его ветку, поэтому все могло быть, но только в исключительном виде. В моем же подходе стараюсь исходить из органичного понимания колористики.

Ваша ключевая тема — это путешествие, в том числе путешествие человека внутрь себя. А вы сами куда и как любите путешествовать, привозите ли вдохновение из знакомства с новыми странами?

При всем имидже жизни художника, на деле все не столь все экзотично и романтически выглядит. Жизнь художника проста и рутинна. Художник сильно погружен в свою работу. Не только физическую работу, когда приходишь в мастерскую и работаешь с красками и холстами. А по большей части, во внутреннюю работу над пониманием концепции, над изменчивой картиной мира, над тем, что ты и кто ты.

Насколько ты релевантен сегодня, насколько ты четко можешь осознавать и транслировать те или иные мысли? И голова твоя занята такими важными вещами. Но близкие люди не могут в таком ритме жить постоянно, нужен, естественно, отдых, переключение темы, ситуации вокруг.

Хотя бы для того, чтобы немножко «обновить» свой глаз, почувствовать ощущение, что мир может быть разнообразен, многолик, многоуровнев

На самом деле, к отдыху у меня сложное отношение. Когда говорят слово «отдых», у меня всегда внутри начинает все напрягаться, сама постановка вопроса мне иногда бывает непонятна. «Отдых» для меня — это нечто такое, что отрывает тебя от любимого занятия. Но когда ты окружен близкими людьми совершенно другого склада мышления, то надо думать и за всех них тоже.

Путешествия желательны в те места, где ты еще не был ни разу. Мы иногда, бывает, просто можем тыкнуть пальцем в карту, чтобы куда-либо поехать, но учебный процесс детей обязательно должен совпадать для этого с периодом каникул. У супруги свое дело, которое тоже не всегда может позволить беззаботно все бросить и отправиться в путешествие. Но, скажем так, супруга более легка на подъем и всегда практически инициатива куда-либо поехать исходит от нее. Я же в этом плане крайне тяжел. Мне настроиться на выезд, собраться с мыслями бывает сложнее. Я не очень подвижен в этом плане, и не всегда бываю готов.

Зорикто Доржиев | Источник: Пресс-служба

Зорикто Доржиев

Источник:

Пресс-служба

Какая работа, представленная на выставке, для вас самая дорогая и важная, и почему?

Изначально так сложилось, что я никогда не привязывался к той или иной картине. У меня есть понимание, что как только произведение выходит в некое публичное пространство, оно тебе уже не принадлежит, как бы ты к нему не привязывался и не переживал за его дальнейшую судьбу, оно живет самостоятельной жизнью, принадлежит людям, зрителю. И зритель вправе вносить в него свои смыслы, наслоение контекстов идей, концептов, и все они будут иметь отношение к этой работе. Ты уже не можешь от этого избавить работу.

Конечно, остается важным то, с какой мыслью, с какой идеей ты подходил к этой работе, и какие были размышления. Но все то зрительское наслоение, привнесенное позднее, оно также несет всю смысловую нагрузку, и может поменять все в противоположную сторону. И это нормально. Я к этому отношусь совершенно естественно. Да, так может быть, так бывает. И в истории искусства таких примеров более чем достаточно. Но есть моменты, к которым начинаешь по-другому относиться. И такими работами на выставке в «Новом Иерусалиме» являются «Утро и вечер».

Я вдруг, зайдя в зал, буквально перед самым открытием выставки, обнаружил, что я давно не видел этих работ

Они давно не участвовали в выставочной деятельности. А эти работы самые-самые ранние, 2005 и 2006 годов, и чем-то похожи между собой. Недаром у них название «Утро и вечер», что подразумевает парность. Вертикальные, вытянутые, обе стилизованные. Постоял перед ними, попробовал вспомнить те ощущения, с которыми я к ним приступал, те идеи, которые я попробовал реализовать в них.

Несмотря на то, что они похожи, между ними огромная пропасть поисков, экспериментов, художественных ходов и решений. Одна явно стилизованная с гипертрофированными вытянутыми пропорциями. Другая более реалистична в плане антропоморфных черт, но и более брутальная, объемная. В ней заложены интересные ходы, которые в дальнейшем я буду очень часто использовать: сокрытие лица, поворот в три четверти, таинственный антураж вокруг. Но есть также в ней и внутренний рассказ о персонаже, о ситуации вокруг, о настроении, об ощущениях, которые передает картина. В общем, я очень сильно погрузился во внутренние переживания, воспоминания, связанные с этими работами. Поэтому отметил бы их.

К прикладному искусству — книжной иллюстрации, оформлению в кино, разработке дизайна вы относитесь как-то иначе, чем к живописи и графике?

Такая непростая тема: когда ты работаешь со своим произведением полностью, будь то графический лист или холст, ты на сто процентов отдаешь себе отчет в том, что ты задумал и что в итоге должно получиться. И при каких-то обстоятельствах, если работа вдруг не отвечает задуманным тобою идеям, у тебя всегда есть право ее отложить, не выставлять в публичное пространство. Или в конце-концов переделать, переписать.

Ты никогда в принципе не ограничен ни во времени, ни в формате. Хорошо, не получилось она в таком формате, но, может, стоит увеличить холст в два раза и сделать ее двухметровой. Или наоборот, ты не справляешься с размером, с форматом. Бывает, когда живописная тема рождается из графического эскиза, с графического листа. Углем, карандашом, пастелью. Но ты понимаешь, что тема до конца не раскрылась. И ты видишь, что можно сделать, например, в цвете или в большом формате.

С такими вещами как книга, кино, дизайн, фэшн, что-то прикладное всегда немножко сложнее

Наверное, наиболее ярким примером может служить кино. С кинематографом у меня достаточно много было опыта работы. И меня всегда не то что смущало, но где-то в глубине всегда сидело ощущение того, что как бы ты ни работал с тем или иным как материалом кинематографическим, в итоге ты можешь его не увидеть в том виде, в котором подразумевал. Финальным в кино всегда будет взгляд режиссера. Когда мы смотрим или пытаемся узнать о том или ином фильме, мы же всегда озвучиваем имя режиссера. В крайнем случае, актеров, которые играют в этом фильме. Вряд ли кто-либо интересуется про художественную часть, про художника-постановщика и команду. Это уходит на дальний план.

Поэтому привычная схема художник-холст-зритель, понятная и всегда работающая, разрушается, и ты не всегда понимаешь, что же ты в итоге сделал. Полезен ли ты был в этом процессе или все твои наработки, эскизы не привнесли эффекта.

Это крайне сложно. Поэтому я до сих пор с кинематографом стараюсь все-таки держать дистанцию. Процесс интересен, но для меня также важен и результат. С книгами, наверное, чуть проще, но связка между художником и конечным результатом тоже содержит несколько важных звеньев. В частности, литературный источник, материал, с которым ты работаешь, история, над которой ты находишься. Язык автора, его настроение, посыл, месседж, который заложен в литературном произведении. Поэтому, конечно, в разы легче работать только со своим материалом.

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения