Зубы комодского варана оказались в прямом смысле железными

Подобные были у вымерших древних ящеров, в том числе у динозавров-тероподов, к которым относится тираннозавр

26 июля 2024Обсудить

Исследователи из Королевского колледжа Лондона с коллегами обнаружили скопления железа на кончиках зубов у самых гигантских ящериц в мире — комодских драконов или варанов. Они идут вдоль всего режущего края, похожего на пилу и окрашивают кромку в оранжевый цвет.

Dave Fleetham

Ранее ни у одного позвоночного не находили в зубах железа в таком количестве. Так как зубы комодских варанов и динозавров имеют сходство, авторы предполагают, что, например, знаменитый Ти-рекс тоже мог быть обладателем «железного прикуса».

Комодские вараны — действительно грозные хищники и умелые охотники, добыча которых зачастую намного крупнее их самих. Справляться с ней ящерицам очевидно, помогают зубы — очень острые, изогнутые и с зазубренными как пила краями.

Такие зубы называют зифодонтыми — подобные были у вымерших древних ящеров, в том числе у динозавров-тероподов, к которым относится Тираннозавр. Поэтому изучение зубов ныне живущего комодского дракона может дать более полное представление о том, как динозавры рвали свою добычу, ели или кусались во время боев с конкурентами.

В новом исследовании, опубликованном в Nature Ecology & Evolution, команда изучила зубы комодского варана по кличке Ганас, жившего в Лондонском зоопарке. После смерти животного, его останки были переданы ученым. Анализ химического состава и структуры зубов показал, что оранжевый зазубренный край и кончики зубов — это концентрированные отложения железа.

«Это поразительная и ранее игнорируемая хищническая адаптация у комодского дракона. Связывание железа обнаруживали в зубной эмали некоторых млекопитающих, но способность связывать железо в дискретное покрытие вдоль режущих краев зуба никогда не наблюдалась, не говоря уже о рептилиях. Здесь железо сконцентрировано в виде отчетливого покрытия из ферригидрита и прикреплено к нижележащей кристаллической эмали. Кроме того, слой железа у комодских варанов устойчив к воздействию пищеварительных кислот», — рассказали авторы исследования.

Andreas Arnold

Авторы пояснили, что эти скопления железа делают зубы варанов острыми, как бритва, что помогает им легче разрывать свою добычу точно так же, как делали плотоядные динозавры.

Предположение, что динозавры имели такую же адаптацию в зубах, пока не подтверждено. Потому, что современные технологии пока не может определить, была ли большая концентрация железа в окаменелых зубах, которые находят палеонтологи. По мнению экспертов, химические изменения в процессе окаменения скрывают присутствие этого элемента.

Возможно, более детальный анализ челюстей комодского дракона подскажет ученым еще какие-то маркеры «железных клыков», которые не исчезли в летописи окаменелостей динозавров.