Звездочка в ночном небе: как выглядит искусственный спутник с Земли и как его можно разглядеть

Некоторые спутники хорошо различимы даже невооруженным глазом

3 июля 2024Обсудить

4 октября 1957 года СССР запустил первый искусственный спутник Земли. Тогда многие жители планеты вглядывались в ночное небо, чтобы попытаться увидеть его. Примечательно, что вскоре после этого события австралийские аборигены, не знавшие о запуске, заметили в небе двигающуюся звездочку. Так люди, которые вели практически первобытный образ жизни, узнали об одном из величайших достижений XX века. Сегодня последовать их примеру, может каждый — ведь в наши дни околоземную орбиту бороздят несколько тысяч искусственных спутников.

Alan Dyer/Stocktrek Images Getty Images

Что такое спутник

Четкое и лаконичное определение искусственному спутнику в 1958 году дал один из теоретиков космонавтики Ари Штернфельд: «искусственным спутником Земли мы называем искусственно созданное небесное тело, обращающиеся вокруг Земли только под действием силы притяжения Земли, то есть без наличия какого-либо двигателя». Современная наука дает схожее определение: «это космические аппараты, совершающие свободное движение вокруг планеты по замкнутым орбитам».

Первый искусственный спутник Земли находился на орбите 92 дня: с 4 октября 1957 года по 4 января 1958 года

Сейчас спутники обеспечивают теле- и радиовещание, навигацию, используются в метеорологических, географических, геологических исследованиях, а также в при ведении разведки и военных действиях. Они делятся на орбитальные (совершающие движение по орбитам вокруг Земли), либрационные (зависающие в точках Лангража, где силы гравитации Земли и Луны или Земли и Солнца равны) и внеорбитальные (двигающиеся по произвольным орбитам и преодолевающие земное притяжение).

По форме орбит спутники принято делить на круговые, эллиптические, параболические, гиперболические и произвольные.

Движение спутника уже упомянутый Штернфельд сравнивал с движением камня, который был брошен с высокой горы. Если бы не сила притяжения, то этот камень бы неминуемо удалился от Земли. Но покуда сила притяжения действует на него, то его траектория искривляется. При определенной скорости условный камень не будет падать на Землю, а продолжит вращение вокруг нее.

Как выглядит искусственный спутник в ночном небе и как его увидеть

В настоящий момент вокруг Земли вращается, по разным данным, от 7 до 15 тысяч объектов искусственного происхождения. К таким объектам обычно относят не только действующие спутники, но и отработавшие ступени ракет, вышедшие из строя космические аппараты и некоторые фрагменты космического мусора. Многие специалисты предупреждают, что если мы продолжим дальше загрязнять подобным образом околоземное пространство, то вскоре не сможем безопасно запускать ракеты и изучать космос.

Снимок Земли, сделанный спутником GOES-17 в мае 2018 года

NOAA/NASA, Public domain, via Wikimedia Commons

К счастью, для наблюдателя с Земли ночное небо выглядит чистым, украшенным сиянием миллионов звезд. Время от времени среди них довольно быстро и ровно пролетают небольшие светящиеся объекты — это и есть спутники. Они относительно малы, но отражают солнечный свет, а потому хорошо различимы даже невооруженным глазом.

С 1998 года земляне могли наблюдать вспышки, вызванные отражением солнечного света на алюминиевых антеннах телекоммуникационных спутников Iridium. Это явление было недолгим, но очень ярким. Однако в декабре 2019 года последний спутник Iridium прекратил работу.

Зато в том же году начались запуски спутников системы Starlink, которую создает компания SpaceX Илона Маска, чтобы обеспечить доступ в интернет по всей планете. Эти спутники запускаются группами и в течение некоторого времени движутся по небу рядом — в это время аппараты Starlink, которые наблюдатели порой принимают за инопланетные корабли, похожи на новогоднюю гирлянду.

Примечательно, что еще одним видимым невооруженным взглядом искусственным космическим объектом является Международная космическая станция (МКС). Ее яркость сопоставима с яркостью Юпитера.

Так как же можно увидеть спутник в ночном небе? Разумеется, для этого нужно дождаться ясной ночи и желательно отправиться куда-нибудь за город. Хорошо, если у вас при себе будет любительский телескоп или хотя бы бинокль, но кое-что получится разглядеть и без них. А чтобы узнать, куда смотреть и какие спутники пролетают над вами в каждый конкретный момент, можно воспользоваться специализированным мобильным приложением (например, Satellite TrackАзвездоer или ISS Detector), либо сайтом с расписанием пролета разных спутников над заданной точкой.