Звездопад в октябре: как увидеть метеорный поток Ориониды осенью 2024 года

Шлейф пыли из хвоста кометы Галлея, который романтично зовут звездопадом, будет виден из России в конце октября

18 октября 2024Обсудить
Звездопад в октябре: как увидеть метеорный поток Ориониды осенью 2024 года

Метеорный поток Геминиды над зимним пейзажем китайской провинции Хэйлунцзян 13 декабря 2017 года. На этом составном снимке зафиксировано 48 метеоров, которые вылетают из источника потока в созвездии Близнецов.

В ночь с 20 на 21 октября достигнет своего пика активности метеорный поток Ориониды, один их самых известных и зрелищных. На нашем небосводе это будет выглядеть как звездопад. Астрономы обещают до 15 метеоров в час. Наблюдать «звездопады» можно будет несколько дней. Рассказываем, откуда Ориониды берутся, как их найти, где и когда лучше смотреть.

Что представляют собой Ориониды

Ориониды — это ежегодный метеорный поток средней силы, который происходит из шлейфа самой знаменитой периодической кометы Галлея. Сама она возвращается к Солнцу раз в 75–76 лет, зато надолго оставляет на своей орбите частицы кометной пыли. Эту орбиту два раза в год пересекает наша планета, тогда частички врезаются в атмосферу Земли примерно со скоростью 66 километров в секунду. Падая и сгорая в ней, они превращаются в метеоры, которые мы и видим на ночном небе: весной это поток Майские Аквариды, осенью — Ориониды. Потому что в мае при взгляде на звездопад кажется, что метеоры вылетают из района созвездия Водолея, а в октябре — из созвездия Ориона.

Ориониды — это достаточно быстрые метеоры, их следы на темном небе яркие и обычно белые, хотя встречаются желтые, оранжевые, красноватые и даже сине-зеленые оттенки.

Как увидеть метеорный поток Ориониды в 2024 году

Хотя для жителей Земли осенний «звездопад» начинается в первых числах октября, активность возрастает ближе к середине месяца (16 октября), а максимум наступает обычно в 20-х числах октября. В 2024 году это ночь с воскресенья на понедельник 21 октября, как сообщает ТАСС со ссылкой на Московский планетарий.

«Метеорный поток хорошо виден в обоих полушариях. Астрономы ожидают до 15 метеоров в час», — уточнили в Московском планетарии.

Наблюдать десятки вспышек можно будет в течение еще нескольких ночей, пока Ориониды сохраняют свою активность.

В средних широтах лучше начинать наблюдения после полуночи — с этого времени и до рассвета созвездие Ориона находится достаточно высоко. При этом радиант — точка, из которой «вылетают» метеоры, расположен чуть левее и выше самой яркой звезды Ориона — Бетельгейзе.

Конечно, звездопады будут хорошо видны при ясной погоде. Также специалисты отмечают, что Луна в эти дни будет убывать, поэтому ее свет будет не так сильно мешать наблюдениям. Для лучшего эффекта, как знают все любители смотреть на звезды, предпочтительнее уехать за город, на природу, где нет искусственного освещения.

Астрономы также советуют посмотреть на небо западнее и правее Ориона — там будет ярко сиять Юпитер, добавляя зрелищности осенним метеорам.

Добавим, что этот октябрь богат на астрономические события: совсем недавно весь мир восторгался суперлунием, была прекрасно видна без телескопов комета Цзыцзиньшань-ATLAS, а Солнце вступило в фазу максимальной активности. А исследователи дальнего космоса показали 1% видимой Вселенной на снимках телескопа «Евклид».