У многих знаменитых рок-групп есть альбом, который на общем фоне их дискографии выглядит откровенно слабым. Иногда это мнение разделяет большинство фанатов, а порой относительно того, какую пластинку следует признать самой неудачной, ведутся ожесточенные споры. Конечно, это дело вкуса, но Vokrugsveta.ru составил собственный топ-7 откровенно неудачных альбомов известных рок-групп, с которых определенно не стоит начинать знакомство с творчеством этих коллективов.
Deep Purple — Abandon (1998)
Когда речь заходит о британской группе Deep Purple, то обычно их самым неудачным их альбомом называют либо Come Taste The Band (1975), либо Slaves And Masters (1990). Оба были записаны сразу после того, как группу оставил какой-либо из ее ключевых участников (в первом случае это был гитарист Ричи Блэкмор, а во втором — вокалист Иэн Гиллан), и оба демонстрируют отсутствие привычной для этой группы стилистики.
Однако если говорить начистоту, эти альбомы отнюдь не плохи. Напротив, они хороши, просто при их прослушивании нужно отрешиться от привычных стереотипов. Come Taste The Band, записанный с талантливейшим гитаристом Томми Болином (к сожалению, очень рано оставившим наш мир), предлагает нам очень интересный замес из харда, фанка и даже соула. Slaves And Masters, на котором драл глотку звонкоголосый Джо Линн Тёрнер, — огненный хард-н-хэви с шикарными песнями.
А вот Abandon (1998) во время споров о худшей работе Deep Purple обычно не вспоминают. Нет, не так, его, как правило, не вспоминают вообще. О нем даже неинтересно спорить, ибо столь серой и невыразительной работы у прославленного коллектива не было ни до, ни после. Такое впечатление, что группа сочиняла его из-под палки, или чтобы срочно закрыть какие-нибудь долги. Даже после многократных прослушиваний можно выделить разве что песни Fingers to the Bone и Bludsucker, которые гораздо лучше остальных. Впрочем, Bludsucker — это всего лишь ремейк нетленки Bloodsucker с классического альбома Deep Purple In Rock 1970-го…
Песня Fingers to the Bone с альбома Abandon (Purple Snake / YouTube)
Неудача с Abandon кажется тем более обидной, если учесть, что она постигла Deep Purple в момент, когда те уже, казалось бы, преодолели опаснейшую точку своей творческой биографии. В 1993-м группу во второй и последний раз оставил гениальный гитарист Блэкмор, а в его отсутствие, опасались фанаты, «Темно-Фиолетовые» уже не смогут наваять ничего путного. Однако, взяв на борт Стива Морса, группа выдала в 1995-м Purpendicular — очень легкий, изобилующий «воздухом» и прямо-таки искрящийся чудесными мелодиями.
Песня Bludsucker с альбома Abandon (L'orda di Metallo / YouTube)
По сравнению с предшественником, напоминающим изящный самолетик, Abandon похож на невзрачный серый камень. И очень жаль, что эта работа стала последней в составе Deep Purple для одного из отцов-основателей группы, бессменного прежде клавишника Джона Лорда. После ухода Лорда поклонники окончательно приговорили коллектив, но Deep Purple вновь сумели всех удивить, выпустив 2003-м отличный Bananas.
Kiss — Monster (2012)
Очень похожая ситуация наблюдается в дискографии других классиков харда — американской группы Kiss. В их случае худшим принято считать либо Music From «The Elder» 1981 года — попытка Kiss отойти от образа легкомысленных энтертейнеров и удивить мир «умным» прогрессив-роком, либо Carnival Of Souls 1996-го — запоздалая попытка вспрыгнуть на подножку уже уходящего гранж-поезда.
Однако и тот, и другой вполне заслуживают внимания: когда незаурядные музыканты пытаются сделать что-либо нетипичное для себя, то это как минимум интересно. А вот альбом Monster (2012), замыкающий дискографию Kiss, никто практически и не вспоминает — по причине его полнейшей упадочности. Даже не верится, что записали его талантливейшие люди с сорокалетним на тот момент сочинительским опытом и ранее в создании совсем уж пустых работ не замеченные.
До «Монстра» даже на самых неудачных альбомах Kiss попадались неплохие песни. Здесь же таковой можно назвать всего одну — Hell or Hallelujah, которую предусмотрительно поставили открывающей. Остальные одиннадцать опусов не вызывают практически никаких эмоций. Неужели на тот момент Пол Стэнли и Джин Симмонс до того разленились, что решили, что пипл и так схавает? Альбом 1998 года Psycho Circus, ознаменовавший недолгое воссоединение оригинального состава «киссов», многими был несправедливо разруган, но по факту содержал шикарную коллекцию ярких песен. Sonic Boom (2009) звезд с неба не хватал, но был крепко скроен, ладно сшит и в целом вызывал позитивные чувства. Тем обиднее неудача с «Монстром».
Песня Hell or Hallelujah с альбома Monster (marcelo ramirez / YouTube)
Но куда обиднее тот факт, что новых альбомов группа после него так и не записала, хотя колесила по миру с концертами еще одиннадцать лет. Симмонс и Стэнли, непрерывно жалуясь на то, что, дескать, в современном мире пиратов и стриминг-сервисов запись студийных альбомов былых денег уже не приносит, пренебрегли возможностью провести работу над ошибками и закрыть дискографию Kiss на ударной ноте.
Black Sabbath — Forbidden (1995)
Аналогичная судьба могла постигнуть титанов прото-металла Black Sabbath — в течение семнадцати лет казалось, что их последним альбомом так и останется несуразный Forbidden (1995). Этот альбом гитарист Тони Айомми (единственный из отцов-основателей группы, на тот момент остававшийся в ее составе) записал совместно с превосходным вокалистом Тони Мартином, клавишником Джеффом Николлсом, а также ритм-секцией, укомплектованной двумя легендарными ветеранами: барабанщиком Кози Пауэллом и басистом Нилом Мюрреем.
Казалось бы, такие профессионалы не могут дать осечку, но Айомми в тот момент овладела мысль о том, что группе, заслуженно считающейся основательницей всего металлического жанра, нужно стать современнее, чтобы не звучать архаично на фоне более молодых коллег. В прошлом у Black Sabbath уже были альбомы, на которых они пытались сделать свою музыку гораздо более жесткой и агрессивной: Born Again (1983) и Dehumanizer (1992). В чем-то они получились спорными (особенно Born Again), но у них полно и любителей. Forbidden же не понравился никому.
К середине 90-х в чартах правили бал грув-метал, гранж и рэп. И Айомми решил внести в «Запрещенного» ДНК этих жанров. Продюсером альбома выступил Эрни Си — гитарист небезызвестной рэп-металл-группы Body Count. Он постарался придать пластинке специфическое вязкое звучание. Вокалист этой же группы Ice-T был приглашен для гостевого участия в записи песни The Illusion of Power.
Однако они где-то что-то недокрутили. Музыка на Forbidden получилась тусклая, словно бы подернутая патиной и какая-то… ржавая (очень уместно в этом плане звучит название одной из песен — Rusty Angels). Песни производят впечатление недоработанных демо-версий, а не полноценных треков. Такое впечатление, что это лишь скелет альбома, который так и оброс плотью. Оттого он неприятно хрустит на зубах, а вкуса-то никакого и нет. Не пошло на пользу «Запрещенному» и то, что микшировали его в отсутствие самих музыкантов.
Когда диск лег на прилавки, практически все фанаты были разочарованы. А вскоре Айомми, осознав, что в этом составе Black Sabbath зашла в тупик, с радостью воссоединился с остальными отцами-основателями группы: Оззи Осборном, Гизером Батлером и Биллом Уордом. Тем не менее записать новый студийный альбом у них так и не вышло — и долгое время казалось, что Forbidden так и будет закрывать дискографию Black Sabbath печальным знаком укора. Лишь в 2013-м Айомми, Осборн и Батлер сподобились закрыть этот гештальт, выпустив альбом 13 — это творение, очень ровное и приятное, закрыло зияющую прореху.
Песня Rusty Angels с альбома Forbidden (Cosimo Baldi / YouTube)
Спустя много лет Айомми вернулся и к Forbidden. Гитариста томило ощущение недоделанной работы, что для перфекциониста Тони было неприемлемо. В 2024 году Айомми перемикшировал Forbidden и альбом стал звучать на порядок лучше. Гитарные партии приобрели сочность, ударные и бас — громоподобность, а вокал, избавленный от чрезмерной реверберации, — убедительность (в оригинале звонкоголосый Мартин звучал так, будто он простужен). Таким образом, Forbidden удалось «оживить» и, фактически, дать ему новый шанс в глазах меломанов.
Песня Get A Grip с обновленной версии альбома Forbidden (Tony Iommi / YouTube)
Metallica — Lulu (2011)
Принято считать, что золотой век группы Metallica завершился в 1991 году с выходом альбома Metallica (Black Album), а дальше пошло «сильно не то». И действительно, практически все работы, что они записали после «Черного альбома», уже не встречали массового одобрения и сопровождались ожесточенными спорами и массовой ломкой копий.
С другой стороны, почти все эти альбомы находили почитателей. Это касается и психоделично-гранжевых Load (1996) и ReLoad (1997), и ню-металлического St.Anger (2003), и даже Death Magnetic (2008), Hardwired… To Self-Destruct (2016) и 72 Seasons (2023), в которых группа в который раз пытается вернуться к своим корням. Своих ценителей не обрел разве что альбом Lulu (2011) — и в данном случае к всеобщему мнению трудно не присоединиться, ибо это нечто совсем неудобоваримое.
Строго говоря, Lulu — это даже не совсем Metallica, а их сайд-проект, воплощенный совместно с культовым музыкантом и сонграйтером Лу Ридом (для него, кстати, это оказалась последняя студийная работа перед смертью). Metallica и Лу Рид замахнулись на огромное концептуальное полотно (всего они записали шестнадцать композиций, в большинстве своем очень длинных, которые пришлось разделить между двумя дисками), основанное на двух пьесах немецкого драматурга Франка Ведекинда.
Большая часть альбома — немелодичное бормотание Рида (иногда в сопровождении бэк-вокала Джеймса Хэтфилда), раздающееся в динамиках под созданную «Металликой» инструментальную подкладку. Слушать это порою почти физически больно — кажется, что из ушей вот-вот пойдет кровь. Запись крайне дискомфортная, дисгармоничная, бесформенная, и нужно быть настоящим снобом и эстетом, чтобы отыскать в ней какие-либо достоинства: просто наперекор «тупой толпе». В целом этот альбом годится только для самых преданных поклонников «Металлики» — и то лишь для того, чтобы через силу прослушать разок, поставить его на полку для полноты фонотеки и постараться забыть…
Песня Brandenburg Gate с альбома Lulu (3c321 / YouTube)
Реноме Лу Рида еще с 1975 года, когда он выпустил Metal Machine Music, являвшийся одним большим сеансом троллинга, повредить не могло уже практически ничего. Зато фанаты «Металлики» после выхода Lulu пребывали в ярости, и, как жаловался Лу Рид, даже угрожали его убить…
Depeche Mode — Delta Machine (2013)
Когда в 2009-м Depeche Mode выпустили альбом Sounds Of The Universe, многие, в том числе и автор этих строк, его сначала не приняли, сочтя «скучным» и «вялым». Вообще, если сказать честно, многим поклонникам Depeche Mode в течение долгих лет постоянно казалось, что самой унылой из работ группы является их последний на данный момент альбом, что Depeche Mode давно не те, что Мартин Гор исписался и т. д.
Однако, хотя впоследствии мое мнение о Sounds Of The Universe сильно улучшилось, этого так и не произошло в случае с последовавшим за ним Delta Machine (2013). Я считал и продолжаю считать его самым неудачным в дискографии группы. При первом знакомстве с «Дельтой» я с трудом удерживался от брюзжания: «„Депеша“, мол, совсем увяли, погрязли в тоске и окончательно творчески оскудели». Но, тем не менее, с учетом опыта восприятия предшественника, тогда я подумал, что через несколько лет точно так же захочу обругать их следующую работу и похвалить «Дельту».
Эта надежда не оправдалась — единственным относительно светлым моментом на Delta Machine для меня была и остается композиция Should Be Higher (за авторством, кстати, Дэйва Гаана). Моя претензия к «Дельте» — слишком «истонченное», «пересушенное» звучание, так отличающееся от привычного для Depeche Mode богатства аранжировок. По сути, это не звук, а скелет звука. Но это было бы не так страшно, если бы альбом укомплектовали хорошими песнями. Но их почти нет — вошедшие в него композиции откровенно сухи, вымучены и не рождают никаких особенных эмоций.
Песня Should Be Higher с альбома Delta Machine (neovirgin1 / YouTube)
Кстати, уже следующая работа Depeche Mode — Spirit (2017) получилась куда лучше. Там и аранжировки намного интереснее, и песни ярче.
Dream Theater — The Astonishing (2016)
Группу Dream Theater я слушаю много лет, но у меня всегда было противоречивое отношение к этим гигантам прогрессива. Монументальные «многокилометровые» композиции, монструозные соло — все это порой отдает эдаким «музыкальным бодибилдингом», когда на первом месте не красота и совершенство песни, не какая-то даже концептуальность, а стремление продемонстрировать чистое исполнительское мастерство. Да, бесспорно, в Dream Theater числятся одни только виртуозы, но выдаваемый ими продукт зачастую отдает академизмом пополам с занудством.
Однако совсем уж плохой альбом у них вышел только один раз — эта незавидная участь выпала The Astonishing 2016 года, который группа попыталась записать в подражание своим кумирам, великим прог-группам 1970-х, создав альбом-повествование с единой сюжетной линией. Изначальный замысел был неплох — в кои-то веки «театралы» постарались уйти от привычных для себя сумятицы, неразберихи, попыток взять массой и накатом, от беспорядочного нагромождения сольных партий и инструменталов, когда кажется, что все пятеро музыкантов вовлечены в бессмысленную и нескончаемую гонку за первенство.
Правда, иногда во всем этом проглядывает некая монструозная красота и музыкальные составляющие, словно волокна, переплетаются в гармоническое целое. Но в целом, я бы сказал, эта музыка гибнет под собственной массой. Да, именно так — Dream Theater всегда напоминали мне нетрезвого слона на подгибающихся ногах, который крушит ближайшие деревья и стены.
В общем, единственное достоинство The Astonishing заключается в его большей, по сравнению с другими альбомами группы, структурированности. Гитарист Джон Петруччи, вставший за штурвал после ухода барабанщика Майка Портного, замахнулся на фэнтезийную рок-оперу. Сюжет ее абсолютно не заслуживает внимания: второсортная утопия, лишенная каких-либо намеков на оригинальность. Однако плохо там не только с начинкой, но и с оберткой.
В этом альбоме песни похожи на песни, а не на выставку достижений краснознаменной фабрики по валянию валенок в промышленных масштабах для любителей театра абсурда. Ни одна композиция не превышает семи минут — что для «театралов» прямо-таки чудо. Но сами песни абсолютно невзрачные: уху зацепиться абсолютно не за что. Все прочие альбомы DT, невзирая на синдром Гаргантюа, полны интересных, пусть зачастую и разрозненных моментов; здесь — ни единого! Разом осилить оба диска, по которым «размазан» 130-минутный The Astonishing абсолютно нереально.
Песня The Walking Shadow с альбома The Astonishing (Dream Theater / YouTube)
После выхода альбома поклонники Dream Theater в массе своей были очень разочарованы. Некоторые считают, будто этот альбом идеально подошел бы в качестве саундтрека к диснеевскому мультфильму. Ну, как по мне, это так себе похвала…
Jethro Tull — Under Wraps (1984)
Этот альбом у меня всегда проходил по разряду guilty pleasure. Объективно он плох — более того, речь идет о худшем творении славных британцев с их почти безупречной музыкальной репутацией. В начале 80-х дурную шутку с лидером Jethro Tull Иэном Андерсоном сыграл трюк, который успешно провернули другие большие прог-группы из 70-х вроде Queen, Yes, Genesis: упростив свою музыку, насытив ее популярными ритмами, они, тем не менее, не только сохранили свое лицо, но и добились огромного успеха в чартах и продажах.
Андерсон наверняка задумался: если получилось у них, то почему не выйдет у меня? Сказано — сделано: курс был взят на радикальное упрощение песен, на отказ от прежних фолковых и прогрессивных мотивов в пользу модных в первой половине 80-х электронных аранжировок. Но если на альбоме The Broadsword and the Beast (1982) эти новации заметны лишь в виде слабых ростков, то на Under Wraps (1984) Андерсон пустился во все тяжкие. Надежды на успех не оправдались: альбом не только не вознес группу к вершинам чартов, но почти похоронил ее репутацию.
Старые поклонники Jethro Tull, с трепетом державшие в руках пластиночный конверт с неясным силуэтом девушки под простыней, при первых звуках открывающей альбом песни Lap Of Luxury испытали недоумение, которое с каждой минутой все больше переходило в тошноту. Да, Иэн Андерсон за предыдущие пятнадцать лет неоднократно менял курс своего детища: Jethro Tull успели отметиться и в солидном блюз-роке, и в тяжеловесном прогрессиве, и в изящном фолке. Сейчас же группа заиграла натуральный …синти-поп — и это уже было выше сил самого терпеливого фаната.
Песня Lap of Luxury с альбома Under Wraps (123msg321 / YouTube)
Партии флейты в песнях были радикально сокращены — а ведь флейта во все времена являлась одним из главных опознавательных знаков коллектива. Полностью исчезли живые ударные партии: барабанщика-человека заменила примитивная драм-машина — издаваемые ею глухие «пшикающие» звуки крайне раздражают. Во всех композициях безраздельно царит Его Величество Синтезатор. Наконец, сама структура песен вплотную приблизилась к поп-музыке — незатейливой и не слишком обремененной разного рода «завитушками».
Впервые услышав Under Wraps, я поставил купленный диск на полку и лет на пять про него забыл. А потом вдруг как-то открыл альбом заново — и он предстал передо мной с новой стороны. Ведь Йэн Андерсон наделен сочинительским талантом такого уровня, который не скрыть при всем старании. Вот и здесь он пробивается наружу даже сквозь упрощенную мелодику и нелепые аранжировки. Впрочем, и эти аранжировки сейчас воспринимаются уже не так болезненно — в них чувствуется дух своего времени; пробуждается ностальгия по эпохе 80-х… Да и альбом такого плана у Jethro Tull, к счастью, всего один.
Уже на следующем Crest Of A Knave (1987) Андерсон выкинул большую часть (хотя и не все) «восьмидесятнических» фишек и вернул более привычное звучание своей группы. Наградой за это ему стала премия «Грэмми», которую он увел у самой «Металлики». Наконец-то пришел и столь желанный тогда Йэну прорыв на MTV. Оказалось, что для успеха у широкой аудитории необходимо не только желание меняться, но и умение сохранить свое неповторимое лицо.