Смысл и история праздника
Событие, положившее начало празднику, описано в Евангелиях. После воскресения Лазаря Иисус направился в Иерусалим. Люди, услышав о его чудесах, встретили его как царя и пророка: они стелили под ноги пальмовые ветви и одежды, радостно восклицали и прославляли.
Для жителей Иудеи это было выражением глубочайшего уважения и признания. Таким образом, Иисус вошел в город как мирный царь, не с мечом, а со словом Божьим.
Православная церковь вспоминает этот день как начало завершающего этапа земной жизни Спасителя. Уже совсем скоро произойдут предательство, страдания, смерть на кресте и, наконец, победа над смертью — Воскресение. Праздник наполнен одновременно радостью и предчувствием трагедии.
Почему праздник называют «Вербным»
В библейском Иерусалиме люди использовали пальмовые ветви как символ чести и радости. Но в северных странах, где пальмы не растут, их заменили ближайшими по смыслу и символике растениями.
В России такой заменой стала верба — одно из первых деревьев, пробуждающихся весной. Ее пушистые почки стали символом новой жизни, чистоты и воскресения.
Отсюда и пошло народное название праздника — Вербное воскресенье. В этот день верующие приносят в церковь веточки вербы для освящения, а затем приносят их домой и хранят в течение года как символ благословения.
Как отмечают праздник в православной традиции
Вербное воскресенье приходится на шестое воскресенье Великого поста. Служба в этот день особенная — торжественная и одновременно проникновенная. Вечером накануне в храмах совершается всенощное бдение с освящением вербы. Утром в сам праздник проходит Божественная литургия, на которой читаются евангельские строки о входе Господа в Иерусалим.
Верующие приносят в церковь ветви вербы, украшают ими иконы и дома. Освященную вербу принято бережно хранить за иконой, а некоторые используют ее для символического «благословения» домочадцев — слегка касаются веточкой плеч или головы, приговаривая добрые слова.
Что принято и не принято делать в этот день
Вербное воскресенье — радостный день, и, несмотря на продолжающийся пост, в этот праздник допускается послабление: разрешается есть рыбу, растительное масло и вино. Это делает праздничную трапезу чуть более торжественной, чем в другие дни поста, но при этом не нарушает его духа.
Считается, что в этот день нельзя ссориться, злиться или заниматься тяжелой работой. Также не рекомендуется шить, вязать, убирать и начинать важные дела. Праздник должен пройти в молитве, тишине, размышлениях и благодарности. Это время, когда важно задуматься о своей жизни и подготовиться к предстоящим событиям Страстной недели.
Как Вербное воскресенье отмечали на Руси
В Древней Руси этот праздник имел не только церковное, но и народное значение. К нему готовились заранее: шли в леса и к водоемам за вербой, собирали самые пушистые веточки. В народе верили, что освященная верба обладает особой силой — защищает дом от бед, молний, сглаза, болезней.
После службы люди касались друг друга ветками со словами «Не я бью — верба бьет, за неделю — Великий день!» — это был своего рода благословляющий ритуал, связанный с ожиданием Пасхи. Считалось, что это приносит здоровье и очищает от злых сил.
Вербные ветви вставляли в двери, ставили у икон, клали в амбары или на подоконники, чтобы защитить дом и хозяйство. Девушки, особенно на севере, плели венки из вербы, загадывали желания, веря, что в этот день они будут услышаны.
Праздник связывали также с пробуждением природы. После Вербного воскресенья начинали сеять, хотя сами работы переносили на будни, ведь в сам день праздника работать считалось грехом.