Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Мария Лемешева: «Природа в кадре — эмоциональный камертон всего фильма»

Поговорили с киноэкспертом о природе в кино

18 апреля 2025Обсудить

15 апреля — День экологических знаний, который в России отмечается уже почти 30 лет, с 1996 года. И это отличный повод поговорить не только о сохранении окружающей среды, но и о том, что вообще для нас значит слово «природа». Научились ли мы жить с ней в гармонии? Влияет ли она на наше мировоззрение и культуру? И какой ее видят современные художники-творцы, например, в кино? С этими вопросами мы обратились к известному киноэксперту, главному редактору журнала «КиноРепортер» Марии Лемешевой.

Мария Лемешева, главный редактор журнала «КиноРепортер» | vokrugsveta.ru

Мария Лемешева, главный редактор журнала «КиноРепортер»

— Как вам кажется, в каких отношениях с природой находится человек в XXI веке?

— Сложный вопрос. С одной стороны, во всем мире урбанизация продолжает набирать обороты, поэтому большинство из нас давно превратились в «пленников» городов: львиную часть времени мы проводим в круговороте «квартира — транспорт — офис», и в ближайшие лет сто такая «концепция» жизни вряд ли изменится.

В то же время, оказавшись запертым среди железа и бетона, человек начал ценить любое соприкосновение с природой. Поэтому во всех городах растет количество парков и зеленых зон, а каждый из нас при малейшей возможности стремится вырваться куда-то в лес, на реку и т. д.

— То есть пуповину с матушкой-природой мы пока что не разорвали?

— Уверена, что нет, но, продолжая вашу аналогию, мы очень непослушные дети. Потому что время от времени сталкиваемся с экологическими проблемами техногенного характера. К счастью, наше государство ведет огромную работу над ошибками и делает все возможное, чтобы они не повторялись.

Источник: кадр из фильма «Поехавшая» (2023)
Источник:

кадр из фильма «Поехавшая» (2023)

Что же касается искусства, то оно давно взяло курс на укрепление связи человека с природой. Особенно это заметно в кино. Вспомним прекрасное роуд-муви Антона Маслова «Поехавшая». В нем героиня садится на велосипед и отправляется из Москвы в Магадан.

Это очень показательный, метафорический поступок, потому что желание вырваться на простор живет почти в каждом жителе большого города. Плюс такой сюжет дает возможность авторам познакомить зрителей с вереницей необычных локаций, которые после фильма очень хочется посетить.

— Если я правильно помню, одна из таких локаций — Байкал?

— Да! Это, кстати, одно из любимых мест российских кинематографистов. Там часто снимались фильмы еще в советские времена: классический пример — «У озера» Сергея Герасимова (1969). Но за последние несколько лет «отношения» работников кино с этим волшебным краем вышли на новый уровень. «Байкал» подарил нам франшизу «Лед», трогательное детское кино Анастасии Поповой «Байкал. Удивительные приключения Юмы», «Дух Байкала» Михаила Расходникова и многие другие.

Источник: кадр из фильма «Байкал. Удивительные приключения Юмы» (2020)
Источник:

кадр из фильма «Байкал. Удивительные приключения Юмы» (2020)

— Но ведь это очень непростая локация для съемок, хотя бы из-за погодных условий…

— Безусловно. Но кинопроцесс и не должен быть легким. Когда ты пытаешься что-то упростить/удешевить, то чаще всего сильно теряешь в качестве. Или просто получаешь менее выразительный результат. Из доказательств — сериал «Челюскин» Степана Коршунова — эпического размаха история о полярниках, застрявших в арктических льдах. Продюсеры выбрали съемки в павильоне, но вы едва ли это сможете понять — настолько монументален сериал во всех отношениях.

Источник: кадр из фильма «В Арктику» (2023)
Источник: кадр из фильма «В Арктику» (2023)
Источник: кадр из фильма «В Арктику» (2023)
Источник: кадр из фильма «В Арктику» (2023)
1 из 4
Источник:

кадр из фильма «В Арктику» (2023)

Впрочем, проект с гораздо меньшим бюджетом — документальный фильм «В Арктику» Леонида Круглова (2024), снятый, конечно же, на натуре, — чарует и завораживает не меньше. Арктика вообще регион уникальный, пока почти неизвестный для нашего большого кино. Но его строгая, мистическая красота заставляет сердце биться сильнее. Именно поэтому туристический поток в эти северные края растет, а кинематографисты постепенно начинают понимать, что киноэкспедиции в Арктику стоят усилий, на них затраченных.

— Как бы то ни было, большинство фильмов все-таки снимаются в Москве и Санкт-Петербурге…

— Да, это серьезная проблема российского кино, которая, к счастью, сейчас активно решается. Еще совсем недавно наша киноиндустрия была почти полностью сконцентрированной в Москве — львиная доля отечественного контента снималась именно в столице. Причина проста — так дешевле: ни оборудование, ни съемочную группу никуда не надо везти, поэтому попытки выбраться из «плена» московских улиц были минимальными. Но это, естественно, обедняло наше кино, да и фильмы становились похожими друг на друга.

Сейчас ситуация абсолютно иная: многие регионы начали всерьез сотрудничать с кинематографистами, понимая, что кино — мощный инструмент для увеличения туристических потоков. Заработала система рибейтов — возмещения части средств, потраченных съемочными группами в регионе. Поэтому киноэкспедиции в города, даже далекие от Москвы, стали гораздо более выгодными. Да и когда сюжет отматывает время, например, в такие популярные нынче 1990-е, поневоле приходится искать натуру в других городах, минимально изменившихся за эти годы.

— А какой регион вам кажется самым кинематографичным?

— Такого нет! Потому что некинематографичных регионов попросту не существует. Своя загадка, своя притягательность и красота есть в любом городе и поселке, нужно только уметь ее разглядеть! Мы влюбляемся и в буйство красок, которыми щедр Кавказ, и в тихую, задумчивую тишь средней полосы.

Источник: кадр из фильма «Ада» (2022)
Источник:

кадр из фильма «Ада» (2022)

Кстати, именно эта тишина и загадочность пленила зрителей кинопоэмы Станислава Светлова «Ада», премьера которой состоялась в конкурсной программе 45-го ММКФ. Это даже не кино — это хрупкая, завораживающая поэзия, визуализированная на экране. И подарил нам ее скромный городок Горбатов в Нижегородской области, где проект и снимался.

Если же говорить про максимально востребованные и «проверенные» регионы, то на третьем месте после Москвы и Санкт-Петербурга идет Краснодарский край. Например, не так давно в прокат вышла киносказка Дмитрия Суворова «Ждун», где всем известный мем превратился в инопланетянина. И здесь краски уже откровенно южные, сочные: проект снимался в поселке Абрау-Дюрсо, где солнце, кажется, даже не догадывается о существовании туч.

— Отличная локация для детских сказок!

— Да! Юг и Кавказ вообще стали очень часто использоваться для этих целей: ведь такое живописное место действия — полноправный участник событий. Какие невероятные красивые локации в «Бременских музыкантах»! Съемки шли в Крыму, Дагестане, в Кабардино-Балкарии (на озере Гижгит) и в Карачаево-Черкесской Республике (река Улу-Муруджу и плато Бермамыт). Могущественная, всевластная красота этих мест поражает воображение, поэтому и атмосфера в фильме берет тебя в плен с первого кадра.

Источник: кадр из фильма «Бременские музыканты» (2023)
Источник:

кадр из фильма «Бременские музыканты» (2023)

В павильонах, даже с самой лучшей компьютерной графикой, такая атмосфера недостижима. А вслед за этим ничуть не меньшие красоты, снятые примерно в тех же местах, мы увидели в первой части «Волшебника Изумрудного года», как и в «Бременских музыкантах», снятых компанией «Централ Партнершип», «Студией ТРИТЭ Никиты Михалкова» и телеканалом «Россия».

— Сегодня такой подход в выборе локаций — это исключение или правило?

— Это отличный выбор, который становится правилом. Сегодня все крупные студии, работающие на поле блокбастеров, к выбору места съемок относятся очень ответственно. Природа в кадре — это не просто смена красивых картинок, это визуализация мыслей и чувств персонажей, это эмоциональный камертон всего фильма. И я рада, что наши режиссеры научились пользоваться этим камертоном в полной мере.

Например, обратите внимание на еще одну киносказку, снятую компанией «Медиаслово», — это новая версия «Алисы в Стране чудес» (режиссер Юрий Хмельницкий, в главной роли — наша любимица, Анна Пересильд, которая, кстати, в прошлом году получила премию «Аванс», учрежденную журналом «КиноРепортер»). Этот фильм снимался не только в Москве, но и в Абхазии, и в Сочи — в тех местах, которые, во-первых, уже сами по себе «Страна чудес», а во-вторых, отлично передают внутреннее состояние героини, которая внезапно для себя оказалась в мире волшебства.

Источник: кадр из фильма «Легенды наших предков» (2025)
Источник:

кадр из фильма «Легенды наших предков» (2025)

Другой пример — фэнтезийная картина «Легенды наших предков» Ивана Соснина, вошедшая в конкурсную программу «Русские премьеры» 47-го Московского международного кинофестиваля. Это самобытный проект, снятый небольшой екатеринбургской студией Red Pepper Film, о том, как древние духи, хранители местных лесов и вод, пытаются наладить контакт с нашими современниками. Духи, кстати, не выдуманные: они взяты из местного фольклора. А для того чтобы подчеркнуть их аутентичность, локации — места обитания этих духов — тоже выбирались соответствующие: это крошечные деревушки в лесах.

— Если мы говорим о серьезных драмах — насколько в этом случае важен выбор локаций?

— Очень важен! Хотя бы потому, что события не могут происходить «в негде»: герои, живущие в какой-то абстрактной местности, эмоциональной привязки не вызывают. Когда же мы называем конкретный город/поселок/район, за ним тянется шлейф ассоциаций.

Возьмем «Момент истины» Никиты Высоцкого и Ильи Лебедева, снятый по роману Владимира Богомолова «В августе сорок четвертого» (он выйдет в этом году). В основе и фильма, и книги — реальные события Великой Отечественной, и мы не можем, не имеем права перенести действие из одного региона в другой.

Поэтому все дороги/леса/поля, которые зритель увидит в кадре, должны, во-первых, соответствовать реальной местности (хотя за белорусскими пейзажами ехать в Белоруссию, казалось бы, необязательно), а во-вторых, настраивать аудиторию на нужный лад.

— А можете ли посоветовать фильм, который было бы интересно посмотреть всей семьей и который помог бы сделать ребенка более внимательным к окружающей среде?

— И который не был бы при этом скучным, я правильно понимаю? Есть такой. Это «Огненный лис» Дмитрия Шпиленка — трогательная история лисенка, который влюбляется в красавицу-лису по имени Лава, и эта любовь помогает ему выжить и завести семью.

Проект снимался 26 месяцев на территории Кроноцкого заповедника, куда посторонних не пускают, чтобы не нарушить экосистему края. Поэтому съемочная группа состояла всего из двух человек, которые в итоге так подружились с лисами, что те даже оставляли на них своих детенышей, когда отправлялись на охоту.

— То есть звери в кадре живые?

— Да! «Огненный лис» собран из документальных наблюдений, которые в итоге заняли 250(!) терабайт. Но не нужно бояться, что ваш малыш не оценит этой прекрасной документалистики: Дмитрий Шпиленок снял отличное семейное кино, доброе и обаятельное, заставляющее даже самых неусидчивых маленьких зрителей влюбиться в пушистых рыжих героев с первого взгляда. И еще, конечно, фильмы такого рода открывают для нас красоты Камчатки и лишний раз напоминают, что мы с природой — единое целое.

Беседовала: Анна Павлова

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения