Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Не любите русскую попсу 90-х? Значит, вы никогда не слушали эти 5 отличных альбомов

Самое время это исправить или переслушать подзабытые альбомы. Спойлер: среди них есть и «Вокруг света»!

11 апреля 2025Обсудить

Принято считать, что с конца 1980-х и в течение 1990-х годов на отечественной эстраде безраздельно правила примитивная попса, ставшая олицетворением дурновкусия. Среди культурных людей тогда было принято шарахаться от русской попсы. Однако у некоторых поп-исполнителей даже в те непростые годы выходили вполне приличные альбомы — даже сейчас их можно слушать без ощущения кринжа. Vokrugsveta.ru составил свой топ-5 российских поп-альбомов, которые хороши сами по себе, а не только потому, что успели состариться и приобрести благородный привкус ретро.

Не любите русскую попсу 90-х? Значит, вы никогда не слушали эти 5 отличных альбомов | Источник: Екатерина Кузнецова / iStock / Getty Images
Источник:

Екатерина Кузнецова / iStock / Getty Images

Михаил Боярский — «Лунное кино» (1987)

Актёр и певец Михаил Боярский у большинства слушателей ассоциируется с эстрадными песенками, место которым где-нибудь в эфире «Радио Дача» или в караоке провинциального ресторана. Однако был у Михаила Сергеевича один альбом, который не зазорно переслушать и уважающему себя меломану. Речь о пластинке «Лунное кино», выпущенной фирмой «Мелодия» в июне 1987 года.

Обложка альбома «Лунное кино» | Источник: ru.wikipedia.org

Обложка альбома «Лунное кино»

Источник:

ru.wikipedia.org

Этот альбом заметно отличается от большинства прочих работ Боярского — все потому, что музыку к нему написал главный советский музыкальный поп-авангардист того времени Юрий Чернавский. В ту пору композитор и аранжировщик Чернавский уже успел прославиться на весь СССР благодаря культовому альбому «Банановые острова» — оконченный в начале 1983-го, он так и не получил официального релиза, но широко разошелся по всей стране в магнитофонных записях. «Банановые острова» обрушили на неискушенного советского слушателя ядреный коктейль из электронного рок-н-ролла, нью-вейва и электропопа, приправленный студийной эквилибристикой и восхитительно абсурдистскими текстами.

В 1986 году Чернавского пригласили написать песни для фильма режиссера Георгия Юнгвальд-Хилькевича «Выше радуги», ныне любимого гражданами за сорок, ностальгирующими по советскому детству. Одну из ролей в этом фильме сыграл Боярский — и он же исполнил несколько песен.

После этого у актера и композитора возникла мысль о дальнейшем сотрудничестве, результатом которого стал альбом «Лунное кино», записанный в домашней студии Чернавского всего за месяц. В него вошли две композиции из «Выше радуги», одна песня из фильма «Сезон чудес» (еще одна картина Юнгвальд-Хилькевича, вышедшая в 1984-м), одна вещь из телефильма «Витражных дел мастер», посвященного творчеству поэта Андрея Вознесенского, и пять абсолютно новых произведений.

Песня «Только раз» с альбома «Лунное кино», впервые прозвучавшая в фильме «Выше радуги» (Михаил Боярский — тема / YouTube)

«Лунное кино» выглядит продолжением «Банановых островов» — правда, более «причесанным», мягким и лиричным. Этому сходству способствует и тот факт, что голос Боярского весьма похож на голос Чернавского, певшего на «Банановых островах». Правда, в «Лунном кино» Юрий Александрович приложил руку лишь к тексту композиции «Капитан», но и в песнях «Лунное кино», «Фараон», «Фотограф» и «Трехголовый дракон» другим поэтам удалось сохранить фирменный абсурдистский дух Чернавского. Оставшиеся четыре песни («Если ты помнишь», «Дорога к дому», «Я друга жду», «Только раз») можно назвать изысканными балладами.

Песня «Капитан» с альбома «Лунное кино» (Песни в лучшем качестве / YouTube)

Чернавский постарался придать «Лунному кино» моднейший по тем временам звук, который сейчас воспринимается как винтажное ретро. Чудесные мелодии упакованы в новую волну, фанк, электропоп. Альбом создает бархатное настроение и особенно хорошо слушается темными вечерами.

Однако многие слушатели, привыкшие к «Пора-пора-порадуемся», «Дрессировщику» и «Городским цветам», сначала восприняли песни «Лунного кино» с немалым недоумением — уж очень эти стильные вещи не вязались с привычным репертуаром Боярского. Впоследствии Михаил Сергеевич уже не экспериментировал и вернулся на привычную для публики музыкальную стезю.

«Дюна» — «Страна Лимония» (1990)

У современного слушателя творчество группы «Дюна» из подмосковного Долгопрудного ассоциируется с незатейливыми песенками, под которые можно возиться на дачном огороде. И мало кто помнит, что в начале 90-х «Дюна» играла настоящий высокооктановый поп-панк! Чтобы в этом убедиться, достаточно включить дебютный альбом коллектива «Страна Лимония», вышедший в 1990 году. В первое издание пластинки вошли девять шикарных песен, которые целиком сочинил бас-гитарист «Дюны» Сергей Катин (к слову, отец Лены Катиной из t.A.T.u). Эти вещи очень мало напоминают простецкую попсу, которую «Дюна» впоследствии исполняла на потребу невзыскательной публике.

Обложка альбома «Страна Лимония» | Источник: ru.wikipedia.org

Обложка альбома «Страна Лимония»

Источник:

ru.wikipedia.org

Все композиции альбома ярки мелодически, изобретательно аранжированы и надолго оседают в памяти всего после нескольких прослушиваний. Песенная лирика очень остроумна и ничуть не банальна: Катин перемещается от нарочитого абсурда («Шизофрениада») к социальной сатире («Копилка», «Фирма», «Дай-дай», «Долгопа-ламбада»), иронически признается в любви к родным местам в «Пой, деревня» и поднимается до вершин экзистенциальной хтони в «Русском народе».

Песня «Русский народ» с альбома «Страна Лимония» (Дюна — тема / YouTube)

Но визитной карточкой альбома, как и самой группы стала «Страна Лимония» — всенародный гимн эпохи первоначального накопления. Сперва песню исполнила Лариса Долина, но в ее сглаженной версии композиция не получила особого резонанса. Нужно было, чтобы вышла шероховатая версия «Дюны», которую певец Виктор Рыбин не спел, а, как выражались критики, «прогавкал».

По сути, «Страна Лимония» — идеальный хит альтернативной поп-музыки, не получившей, к сожалению, развития в России. Цепкая мелодия, клоунская аранжировка, нарочито идиотский видеоклип — все вместе давало мощный синергический эффект. Эта музыка очень точно попала в пульс тогдашней жизни в России — нищей, голодной, но по своему дерзкой, увлекательной и разухабистой.

Клип на песню «Страна Лимония», вышедший в 1989 году (StarPro / YouTube)

К сожалению, музыканты не сумели удержаться на этой творческой вершине. Следующий альбом «За нами — Долгопрудный» (1992), написанный все тем же Катиным, хоть и содержал несколько сильных вещей (особенно запомнилась «Корефана», высмеивающая перегибы строительства социализма в Юго-Восточной Азии), но включал и ряд совсем проходных композиций.

Возможно, «Дюне» следовало отложить выход альбома, чтобы целиком укомплектовать его только качественным материалом, но сама логика эпохи требовала ковать железо, пока горячо. А потом Катин ушел из группы. Рыбин, на которого свалились авторские обязанности, начал большей частью сочинять песенки из числа тех, что играют фоном в кабаках, хотя было среди них и несколько вполне милых и популярных вещиц. Несколько лет спустя Катин вновь стал сочинять песни для «Дюны» — но и это уже было сильно не то…

«Кар-мэн» — «Вокруг света» (1990)

В 1990 году экзотик-поп-дуэт «Кар-мэн» звучал из каждого утюга. Любители смурного русского рока морщились при звуках «этой попсы», а молодежь без комплексов с удовольствием выплясывала под европеизированные ритмы.

Обложка альбома «Вокруг света» | Источник: ru.wikipedia.org

Обложка альбома «Вокруг света»

Источник:

ru.wikipedia.org

Если поставить альбом «Вокруг света» сегодня, то он предстанет полностью включенным в контекст той эпохи: электропоп, хип-хоп, евродиско, элементы тяжелого гитарного звука, этнические мотивы — все не хуже, чем у «буржуев». И уж точно световые годы отделяли музыку «Кар-мэн» от вошедшего тогда в широкое употребление в СССР сиротского лоходэнса.

Большинство из десяти песен, вошедших в альбом «Вокруг света», заслуженно стали хитами. Формула успеха заключалась в ярких мелодиях, ультрамодных на тот момент аранжировках и сюжетности текстов, объединенных темой путешествия лирического героя по планете Земля.

Песня «Знойный Истанбул» с альбома «Вокруг света» (Кар-мэн — тема / YouTube)

Дуэт Сергея Лемоха и Богдана Титомира не только показал высокую состоятельность в сочинительском плане, но и отжигал на сцене, выдавая умопомрачительные танцевальные па. Да и клип «Лондон, гуд-бай!» буквально сносил крышу своей энергетикой.

К сожалению, их хватило только на один альбом — при работе над вторым диском «Кармания», призванным продолжать линию предшественника, напарники расплевались и разошлись. Впрочем «Кармания», над которой они еще успели поработать вместе (правда, вокальных партий Титомира на альбоме уже не оказалось), тоже распродавалась неплохо.

Песня «Париж, Париж» с альбома «Вокруг света» (Кар-мэн — тема / YouTube)

Оставшись в одиночестве, Лемох двинулся в сторону евродэнса, а Титомир же принялся ковать хип-хоп. Трудно сказать, как у них сложились бы дела, если бы дуэт «Кар-мэн» не распался, но по отдельности оба исполнителя постепенно пошли под уклон (хотя Титомир поначалу и сумел добиться успеха с сольным альбомом «Высокая энергия») и мало-помалу скрылись из чартов…

«Технология» — «Все, что ты хочешь» (1991)

Лет тридцать назад при слове «Технология» в снобистской среде принято было презрительно кривить лицо и цедить: «А, это те второсортные подражатели Depeche Mode…» Между тем, хотя факт сходства и перекличек (в том же «Шутнике», к примеру, моментально считывается Blasphemous Rumours) был налицо, «Технология» имела и самостоятельную художественную ценность. Их дебютная пластинка «Все, что ты хочешь» (1991) некоторыми воспринимается по формуле «три хита плюс куча филлеров», но это несправедливое отношение. Хотя хиты, конечно, шикарные: и нетленная «Нажми на кнопку», и романтические «Странные танцы», и меланхоличные «Песни ни о чем».

Клип на песню «Нажми на кнопку» с альбома «Все что ты хочешь» (ТЕХНОЛОГИИ / YouTube)

Роман Рябцев, Леонид Величковский, Андрей Кохаев и Владимир Нечитайло выстроили элегантный электронный саунд на стыке синти-попа, техно, пост-панка и электроник рока; они вдохнули в свою музыку ощущение, как тогда любили говорить, «героинового шика». Сквозь композиции альбома красной нитью проходит настроение отчужденности, причудливая темная романтика, индустриальный дух промышленных окраин. Получился идеальный саундтрек жизни типичного подростка — одинокого, неуверенного в себе, любящего воспринимать мир в мрачных тонах. А еще эти песни идеально легли на начало 90-х, когда мир постсоветского пространства казался донельзя зыбким, рушащимся, распадающимся на составные элементы…

Песня «Странные танцы» с альбома «Все что ты хочешь» (Александр Пономарёв / YouTube)

К сожалению, «Технология», как и прочие герои этого материала, после мощного старта не сумела выйти на новую ступень творческого развития и через несколько лет фактически развалилась. Потом случился ряд попыток воссоединения, перетряски в составе, но время было уже упущено — вторично оседлать гребень волны «Технология» уже не сумела. Хотя последующее сольное творчество Романа Рябцева заслуживает внимания.

Линда — «Ворона» (1996)

Линда всегда проходила по ведомству поп-музыки, но никто и никогда не мог обвинить ее в том, что она занимается попсой. К счастью для себя юная Светлана Гейман, в начале 90-х безуспешно пытавшаяся запустить эстрадную карьеру, познакомилась с начинающим тогда продюсером Максимом Фадеевым, который превратил ее первые три альбома в свой творческий полигон. Результатом стало возникновение кратковременного, но яркого поп-феномена, сущность которого очень трудно объяснить тем, кто не застал 90-е. В течение примерно полутора лет в 1997–98 гг. весь бывший СССР жил под гипнозом музыки этой странной девушки с причудливой внешностью и еще более причудливыми на вкус обывателя песнями.

Обложка альбома «Ворона» | Источник: ru.wikipedia.org

Обложка альбома «Ворона»

Источник:

ru.wikipedia.org

Тогда Фадеев и Линда развеяли миф о том, что «глубинный народ» жаждет только кринжовой попсы и ничего кроме нее в музыкальном плане не приемлет. Никакого понижения уровня не случилось — эти композиции сочетали в себе черты готики, инди, этники, трип-хопа, арт-рока, электроники, синти-попа. У песен были мрачные тексты, вызывающие в воображении образы экологических катастроф, войн, голодающих детей, умирающих животных…

Максим Фадеев точно попал в нерв эпохи, выпуская продукт, схожий с тем, что тогда делали на Западе, но ничуть не хуже. «Разогревшись» на «Песнях тибетских лам» (1994), Фадеев под занавес 1996 года подарил Линде ее magnup opus — «Ворону». Критики сравнивали эту работу с произведениями Enigma, Бьорк и Питера Гэбриэла, а подростки ломились на концерты Линды. Магнетические звуки «Вороны», «Северного ветра», и «Волчицы» раздавались с телеэкранов и из радиоприемников, а решенные в черно-белой стилистике клипы заставляли других исполнителей бешено завидовать.

Песня «Волчица» с альбома «Ворона» (Линда / YouTube)

Можно сказать, что Фадеев тогда не просто шел вровень с эпохой, а на шажок даже опережал ее. Всем памятна история с вышедшим спустя год с лишним после «Вороны» альбомом Мадонны Ray of Light, в котором увидели много общего с этим отечественным творением (особенно в клипе на песню Frozen, так похожем по стилистике на видеоролик, снятый на песню «Ворона»). Конечно, вряд ли там имело место прямое заимствование, просто что-то такое носилось в воздухе…

Клип на песню «Ворона» с одноименного альбома (Линда / Youtube)

К сожалению, в дальнейшем Максим Фадеев с Линдой записали лишь один альбом «Плацента» (1999), после чего расстались. Фадеев занялся другими делами, успев за минувшие годы поработать с великим множеством артистов, не гнушаясь в том числе и проектами вроде «Фабрики звезд». А Линда постепенно ушла в андеграунд…

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения