После короткой прогулки по Будапешту очевидно одно: венгры и сами любят поесть, и с удовольствием накормят всех желающих. Какой же это волшебный город, если выжить можно на одних булках. Почти на всех станциях метро есть булочные Princess, и выпечка там такая, что редкий горожанин спускается по эскалатору с пустыми руками. И на всякую центральную улицу приходится по пекарне с открытым прилавком, зовущим еще теплыми крендельками и плюшками.
Город полон ресторанов всех мастей, закусочные ютятся в каждом маленьком подвале, а подкрепиться на ходу можно где угодно. Впрочем, среди всех гастрономических опций можно выделить три, самые волнующие.
Еврейский квартал
В расположившемся между улицами Ракоци и Андраши еврейском квартале, помимо крупнейшей в Европе синагоги Dohány, сконцентрировано рекордное количество ресторанов еврейской кухни и не только. В этом квартале — отличные хумус и фалафель, нежные питы с овощами и душистый медово-томатный суп — все это богатство можно взять на вынос. В хорошую погоду во внутренних дворах квартала удобно устраиваются уличные рынки и гастрономические фестивали. Один такой мне как раз повезло застать. Правда, после получасового блуждания между прилавками разболелись зубы — столько там было сладостей, от которых девушке не отказаться, будь она хоть трижды «железная леди». Венгры питают недетскую слабость к десертам. И если это не пышнотелая ароматная выпечка, то уж точно какая-нибудь вафля со сгущенкой и кремом. Жирным кремом.
Центральный рынок
Для каждого гастрономического туриста, желающего во что бы то ни стало добыть съедобных сувениров, центральный рынок на Вамхаз Кёрут — это мекка. Если у праздного гуляки закружится голова от запаха салями, лучше сразу же подняться в мезонин и, изловчившись, занять место на лавке у большого стола. Отдышаться и выбрать компанию себе по душе — гуляш, пёркёльт, халасле или паприкаш. Все это пахучие, с пылким нравом похлебки с мясом, рыбой и овощами. Возьмите лечо и удивитесь собственному счастью: горячее, сытное, вполне себе основное блюдо, часто сопровождается отварной картошкой. Или познакомьтесь с местной вегетарианской забавой по имени фёзелек, которая не то похлебка, не то каша из овощей с добавлением муки для пущей густоты и калорийности. Опытные едоки добавляют в фёзелек мясные шарики с чесноком, и тогда от его вегетарианской сущности остаются одни воспоминания.
Площадь Ференца Листа
Памятник композитору-романтику окружен кафе и ресторанами с летними верандами, работающими до первого снега. Угощения тут — разные: ориентальное меню в Karma Cafe & Bar, морские гады в Mediterran, славные пасты в ресторане Vian. В ногах каменного Ференца Листа часто гремят оркестрами народные гуляния. Венгры любят есть и пить под живую музыку. К вину обязательны легкие закуски: шашлыки из семги, сырные палочки и, конечно, вафли — куда же без них в городе сладкоежек? Танцевать на таких городских фестивалях положено до самого утра.
Калач (Kϋtöskalács)
400 Ft
Традиционная венгерская штука противоречит всем ожиданиям — это совсем не знакомый нам кругляш, лакированный яичным желтком. Нежнейшее тесто, больше похожее на взбитые в пену облака, тоненько накручивается на веретено и запекается, медленно вращаясь над огнем. Когда тесто довертится до золотистой корочки и превратится в цилиндр, его щедро обсыплют сахарной пудрой с ванилью или кокосовой стружкой.
Гурош (Gyros)
450 Ft
Венгерская шаурма, самая распространенная будапештская уличная еда. Подобно баням и пахлаве, гурош — наследие полуторавекового присутствия турок в Венгрии. Само слово, однако, греческое. А за словом — все та же шаурма, только в пите. Причем венгры предпочитают класть в питу вместе с мясом исключительно свежие овощи и лук. Недостатка в них нет, как нет необходимости полировать уксусами лежалые томаты — и это, безусловно, только радует.
Лангош (Lángos)
400 Ft
Сытный перекус, рожденный на улице. Готовят его сегодня так же, как и сто лет назад. В горячее масло опускают комок податливого дрожжевого теста, который тут же расплывается в лепешку и заливается румянцем. Лангош выпускают в свет обильно намазанным сметаной с чесноком и посыпанным тертым сыром. Особым успехом он пользуется у вечно бодрствующей молодежи: быстро утоляет голод, согревает и, говорят, обеспечивает утро без похмелья.
Палачинтав (Palacsintav)
от 250 Ft
Как и многим другим народам, венграм нравится думать, что блины изобрели именно они. Биться с ними в долгих спорах не стоит. Тем более что палачинтав — это нечто отличное от блинов в нашем понимании. Палачинтав сворачивают в трубочку — уже не по-нашему. И признают только в качестве десерта: со свежими ягодами и сахарной пудрой, с корицей, тягучей карамелью или медом, зерненым творогом или густым йогуртом.
Каштаны
400 Ft
В Будапеште каштаны любят такими, какие они есть, поэтому стараются не заглушать их собственный вкус. В ресторанах часто подают зернистое темно-коричневое пюре. А на улицах торгуют теплыми печеными каштанами с передвижных тележек. Самую колоритную легко отыскать на площади Октогон: мальчишка печет каштаны на довоенной буржуйке, а их запах через вентиляцию проникает на ближайшую станцию метро и служит лучшей рекламой.
Мясные шарики (Fasіrt)
500 Ft
Не тефтельки и не котлетки, а именно шарики. Главная хитрость — в специях, которыми сдабривают сырой фарш. Чеснок и острый перец — обязательно, сладкий лук — по желанию. Мясные шарики вполне справляются с ролью основного блюда, особенно в тандеме с фёзелеком или картофельным пюре с хрустящими свиными шкварками. И то и другое предлагают навынос и в ресторанах, и в уличных лавках, и на рынках.
Фёзелек (Fözelék)
600 Ft
Выглядит аскетично на фоне гуляшей, кремовых тортов и лепешек во фритюре. Для этого кушанья подойдут любые свежие овощи и даже квашеная капуста. И в зависимости от того, что нашлось на грядке или в кухонных закромах, фёзелек может быть жидким, как суп, или плотным, как пюре. В меню местных гастрономических заведений насчитывается 20 видов. Перехватив в обед плошку–другую, до глубокого вечера можно бегать по делам, забыв о голоде.
Макош губа (Mákos guba)
550 Ft
Замоченный в жирном молоке с маком бублик вдруг становится плотным сочным бисквитом. Из такого можно делать крендели или праздничные сладкие «кирпичи» со сливочным кремом и клубникой. Некогда традиционный рождественский десерт, макош губа из кондитерских перекочевал на домашние кухни, а оттуда — в массы, на прилавки уличных пекарен. Там теперь и появляется в виде крохотного печенья в пакетиках — и тут же исчезает.