Исследование показало, что те, кто читает только фрагменты новостных заметок, часто думают, что знают больше, чем есть на самом деле.
Специалисты из Йоркского колледжа Пенсильвании провели эксперимент с участием тысячи человек. Добровольцев разделили на три группы, каждой из которых предлагали ознакомиться с новостными заметками в различном формате. Так, первой группе дали прочитать статью в The Washington Post о генетически модифицированных продуктах. Второй группе было предоставлено четыре различных анонса статей в новостной ленте в Facebook (запрещенная в России экстремистская организация) , один из которых также относился к теме ГМ-продуктов. Контрольная группа не получала информации о генетически модифицированных продуктах.
После этого добровольцы должны были ответить на шесть вопросов о прочитанном. Правда, тут был подвох: только пять ответов можно было получить, прочитав статью, и только три ответа можно было узнать, ознакомившись с фрагментами статей в ленте Facebook (запрещенная в России экстремистская организация) . Участники должны были не только постараться дать правильные ответы, но и сообразить, какие вопросы были подобраны правильно и соответствовали прочитанному.
Неудивительно, что те, кто прочитал полную статью, правильно ответили на большинство вопросов, в то время как те, кто прочитал только анонс, могли дать лишь на один правильный ответ больше людей, не читавших никакой информации. Однако люди, читавшие только анонсы, были чересчур уверены в своих знаниях. Особенно это касалось людей, которые эмоционально относились к обозначенной проблематике. По мнению авторов исследования, ложная уверенность в собственной правоте может иметь серьезные последствия, поскольку делает пользователей социальных сетей более восприимчивыми к фальшивым новостям и дезинформации.