На территории древнего города Ахетатона в Египте археологи
Город Ахетатон построил фараон XVIII династии Эхнатон и на время своего правления провозгласил столицей. Правда, просуществовал город лишь около 15 лет: с 1346 по 1332 год до нашей эры. После смерти Эхнатона город был покинут царской династией и жителями. С названием города перекликается имя Атона — олицетворяющего солнечный диск божества, которое при Эхнатоне получило статус высшего божества. Впрочем, для консервативного древнеегипетского общества это оказалось слишком радикальным, и население еще долгое время продолжало поклоняться традиционным антропоморфным богам.
Именно на территории Ахетатона специалисты обнаружили два любопытных захоронения возрастом около 3300 лет. Одно из них существенно пострадало от «черных археологов», другое неплохо сохранилось. Примечательно, что могилы принадлежали далеко не богачам, а людям низкого социального происхождения. На головах покойных археологи обнаружили небольшие, около 8 сантиметров, конусообразные предметы, которые ранее видели лишь на рисунках. Конусы кремового цвета, предположительно, были изготовлены из пчелиного воска.
Предназначение конусообразных предметов пока неизвестно. Артефакты сохранились плохо, пострадав от деятельности насекомых. Как бы то ни было, находка подтверждает, что древние египтяне действительно использовали такие конусы, а не рисовали их исключительно на картинах, как предполагалось ранее.
Под сомнение ставится и другая гипотеза, согласно которой конусы могли представлять собой некие сгустки мази, которые медленно таяли на солнце, чтобы «очистить» тело человека как буквально, так и духовно. Предполагалось, что такую мазь могли использовать для религиозных обрядов или в присутствии фараона. Пока ученые не спешат полностью отвергнуть эту версию, несмотря на то что конусы были обнаружены в могилах бедняков. Возможно, это была всего лишь подделка, имитировавшая моду представителей высшего сословия.
Некоторые археологи предполагают, что эти предметы символизировали чувственность и деторождение. Кстати, в хорошо сохранившейся могиле покоилась женщина детородного возраста. Возможно, головной убор должен был способствовать ее успеху и плодовитости в загробной жизни. Впрочем, в числе многочисленных предположений есть и более прозаичное. «Иногда шляпа — это просто шляпа», — подытоживает Рун Найорд (Rune Nyord) , археолог из Университета Эмори в Атланте.