Специалисты Центра подводных исследований Российского географического общества (ЦПИ РГО) в ходе двух экспедиций в Белом море
Специалисты работали в Горле Белого моря (пролив, который отделяет Терский берег Кольского полуострова от Зимнего берега в Архангельской области). Исследования начались в 2017 году. Подводные археологи предполагали, что смогут обнаружить в этом районе множество затонувших судов, так как здесь всегда было интенсивное судоходство, проходили морские торговые пути.
«По документам удалось выявить несколько сотен затонувших объектов. К сожалению, при учете кораблекрушений в XIX веке на карты не наносили точные места, где погибали суда. В XX веке ситуация с учетом улучшилась, поэтому мы смогли получить достаточно точные координаты затонувших кораблей, которые в том числе подрывались на минах во время Первой мировой войны», — сообщил научный руководитель экспедиций Андрей Лукошков.
В ходе двух экспедиций удалось обнаружить 11 объектов, шесть из которых оказались кораблями, затонувшими в годы Первой мировой войны. В частности, специалисты нашли 98-метровый американский грузовой пароход «Каролина», построенный в 1896 году. Судно затонуло в 1916-м, когда перевозило автомобили, обмундирование и военное снаряжение.
Еще одна находка — российско-финляндский пароход «Урания», шедший с грузом военного снаряжения из Англии в Россию. Корабль погиб в июне 1915 года на минном заграждении. Также найдены погибшие в то же время на том же заграждении английские угольщики «Кап Антиб» и «Африкан монарх», а также норвежский пароход «Лисакер». Кроме того, исследователи обнаружили английский пароход «Друмлойст» с грузом леса, подорвавшийся сразу на двух минах в годы войны.
«Также был найден английский лесовоз, погибший еще в 1911 году, до войны. Корабль налетел на скалу. Кроме того, мы обнаружили пять деревянных кораблей. Среди них 22-метровая двухмачтовая зверобойная шхуна и 36-метровый корабль, предположительно, торговый или из военного конвоя», — добавил Андрей Лукошков.