Ученые Института археологии РАН и НИЦ «Курчатовский институт» изучили древнерусские энколпионы — кресты с вложенными в них христианскими реликвиями. Нейтронная томография, инфракрасная спектроскопия и другие неразрушающие методы позволили обнаружить следы или остатки вложений между створками крестов. Вопреки ожиданиям, среди вложений не оказалось костных остатков, зато были найдены фрагменты ткани, нитей, волос и растений.
Энколпионами называют двустворчатые кресты домонгольского периода, внутри которых помещались почитаемые реликвии. Считается, что первые энколпионы были созданы при монастырях в Малой Азии, на Балканах и Дунае примерно в VI–VII веках. На Русь, вероятно, традиция пришла вместе с другими культовыми предметами на начальном этапе христианизации.
В последние десять лет экспедициями Института археологии РАН была собрана большая коллекция крестов-реликвариев. Для исследования были взяты 14 закрытых энколпионов, 11 из которых были найдены на селищах округи Суздаля и Юрьева Владимирской области и три — в Новгороде. Изучение вложений было проведено в Лаборатории естественно-научных методов в гуманитарных науках НИЦ «Курчатовский институт».
Как показало исследование, кресты представляют собой продукцию, которая производилась для массового потребителя: из недорогих материалов и большими сериями. Все рассмотренные предметы с большой долей вероятности были изготовлены древнерусскими ремесленниками.
Среди вложений исследователи обнаружили ладан, смесь воска и ладана, завернутую в льняную ткань, фрагменты льняной, шелковой, конопляной ткани, остатки травянистого растения, которое не удалось идентифицировать, а также человеческий волос, завернутый в ткань из козьей шерсти. В одном из крестов сохранились частицы дерева и смолы, завернутые в льняную ткань.
«До сих пор не было известно, какие реликвии помещали в кресты. Предполагалось, что ими могли быть частицы мощей мучеников и предметов, связанных с местами их жизни, — отметил директор Института археологии РАН, академик Николай Макаров. — Однако по итогам исследований оказалось, что все намного сложнее. Мы не нашли остатков костей, но это не означает, что отсутствие частиц мощей — это отклонение от некой нормативной практики».
По словам Николая Макарова, мощи немногочисленных русских святых, канонизированных в домонгольское время, в период со второй половины XII по XIII век по большей части еще были недоступны для паломников. Поэтому вложениями в энколпионах могли оказаться другие святыни — например, реликвии из паломничества в ближайший храм, где находилась чудотворная икона.