Группе генетиков и археологов удалось получить генетические данные о первых жителях Сахары: двух женщинах, похороненных в пещере на юге Ливии. Результаты исследования, опубликованные в журнале Nature, свидетельствуют о существовании ранее неизвестной популяции, полностью изолированной от людей, живших в Африке к югу от Сахары в то время.
Сегодня пустыня Сахара — это море песка, но 7 тысяч лет назад это была пышная саванна, полная бегемотов, крокодилов, слонов и жирафов. В течение более чем 5 тысячелетий влажного и дождливого периода люди охотились, ловили рыбу и в конечном итоге разводили скот на территории, которая сейчас покрыта движущимися дюнами.
Многие археологи считали, что мигранты с юга Сахары смешались там с жителями Средиземноморья. Но эту идею было трудно проверить: жаркие и сухие условия, которые с тех пор преобладают в Сахаре, привели к тому, что в древних костях сохранилось мало ДНК. Теперь же ученым удалось провести первые исследования.
В период с 2003 по 2006 год группа археологов проводила раскопки в скальном убежище под названием Такаркори на юго-западе Ливии, недалеко от границы с Алжиром. Хотя это место сейчас находится посреди пустыни, люди, жившие здесь 7 тысяч лет назад, круглый год любовались видом на озеро.
На этом месте были найдены глиняные черепки, пропитанные молочными жирами, — древнейшие свидетельства молочного животноводства в Африке, а также одни из первых признаков одомашнивания диких злаков на континенте. Неподалеку находятся пещеры, богато украшенные наскальной живописью, изображающей сцены охоты и выпаса скота. Здесь также были найдены останки 15 женщин и детей, которые были похоронены от 8 тысяч до 400 лет назад.
Две из них — обе женщины в возрасте около 40 лет — умерли около 5 000 года до нашей эры, после того как изменение климата положило конец зеленому периоду в Сахаре. Их тела естественным образом мумифицировались в условиях сухой пустыни и содержали достаточно сохранившейся ДНК, чтобы исследователи могли реконструировать их геномы и сравнить их происхождение с базами данных современных и древних популяций.
Основываясь на археологических находках и предыдущих геномных исследованиях, ученые ранее выдвинули гипотезу, что мигранты из Северной Африки заселили зеленую Сахару, а затем смешались с людьми из Африки к югу от Сахары и Восточного Средиземноморья.
Однако ДНК указывает на то, что их предки отличались от африканцев, живущих к югу от Сахары. Еще одна подсказка указывает на то, что они не были выходцами из Леванта. Геномы людей из этого региона — и большей части мира за пределами Африки — содержат ДНК неандертальцев, полученную, когда современные люди начали выходить из Африки и обмениваться генами с нашими близкими родственниками, примерно 50 — 60 тысяч лет назад. Но в геноме женщины с наиболее хорошо сохранившейся ДНК было лишь ничтожно малое количество неандертальских генов, в 10 раз меньше, чем у людей, живущих сегодня за пределами Африки к югу от Сахары.
Между тем, митохондриальная ДНК женщин, которая передается по материнской линии, указывает на то, что их предки были выходцами из Африки, которые стали одними из первых современных людей, мигрировавших в Европу. Эта популяция исчезла с обоих континентов.
При этом керамика, найденная в Такаркори, похожа на ту, что изготавливалась по всей Северной Африке. Это говорит о контактах с людьми за пределами Сахары. Однако гены не указывают на смешение с новыми популяциями, даже когда около 8,3 тысячи лет назад появились новые технологии, такие, как разведение крупного рогатого скота и коз. Такие технологические и культурные изменения в других местах часто сопровождаются притоком новых людей. Но не здесь.
Теперь ученые продолжают свои исследования.
Также недавно группа археологов раскопала в некрополе горы Анубис около города Абидос (Египет) гробницу неизвестного древнеегипетского фараона эпохи Второго промежуточного периода. Она оказалась пустой.