Крупнейший французский архитектор XVII века Франсуа Мансар нашел интересное решение чердачного пространства. С помощью очень высокой крыши в виде усеченной пирамиды со встроенными в нее небольшими окнами он получил дополнительную жилую площадь. Считается, что именно с тех пор подобного рода помещения приобрели статус апартаментов и стали называться мансардами. В Париже хозяева домов, быстро взяв это новшество на вооружение, превращали необлагаемые налогом чердачные помещения в ряды тесных комнат, сдаваемых внаем малоимущим студентам, артистам, художникам. Фасад мансарды полностью или частично образуется наклонной поверхностью крыши со встроенными в нее окнами. Эти составляющие и создают своеобразный уют мансардного этажа, сегодня применяемого прежде всего при строительстве дач и садовых домиков. В России мансарды нередко являются элитным жильем.
Мезонин (от итальянского mezzano — «средний») представляет собой надстройку над средней частью жилого дома чаще всего с тремя небольшими окнами и фронтоном, снабженную собственной крышей. Раньше в провинциальных русских городах прообразом мезонина была небольшая комната-светелка в верхней части дома. Мезонин с торжественным фронтоном, построенным в стиле классицизма, был типичным украшением городской усадьбы и усадебных домов поместного дворянства XIX века.