Дело в древесине
В Древней Руси гусли были, пожалуй, наиболее распространенным музыкальным инструментом. Об их древнем происхождении свидетельствуют множественные археологические находки, обнаруженные в районе Новгорода и Пскова, а также фрески киевского Софийского собора и древнерусские миниатюры.
Игра на гуслях сопровождала пение былин и сказаний и медленные танцы. Гусляр во время игры располагал пальцы левой руки между струн, поочередно прижимая нужные, а правой — проводил по струнам, извлекая незатейливую мелодию. По форме гусли разделяются на шлемовидные, треугольные, трапециевидные и прямоугольные.
На наиболее древних найденных образцах на деке было натянуто от 4 до 8 струн, на инструментах, относящихся к XI–XIV векам, — 9, а на тех, что датируются XVIII веком, — вообще 14, с диапазоном от кварты до двух октав. Материалом для изготовления гуслей служила высушенная древесина березы, ели, рябины и, конечно же, клена. Клен, или явор, пользовался у музыкальных дел мастеров особенным почетом. Отсюда и пошло укоренившеесе название гуслей — яровчатые (изначально — яворчатые).