Ответ шахматам
Согласно одной из легенд азартнейшая игра в нарды была придумана советником персидского царя Хосрова I Ануширвана из династии Сасанидов –– мудрецом Важургмихром — в качестве достойного ответа индийскому царю Арташиру, показавшему его правителю игру в шахматы. Насколько это история соответствует действительности, однозначно ответить не может ни один исследователь.
Однако доподлинно известно, что найденная в Малой Азии, в столице Месопотамии, городе Ур, доска для нард была изготовлена в III тысячелетии до н.э. В Средние века вернувшиеся из походов крестоносцы принесли игру, называвшуюся «тахте», что означает «битва на деревянной доске», в Европу. Распространяясь по миру, названия и правила игры несколько трансформировались, но все же основа и трик-трака, и тавла, и королевского стола, и табласа реалеса, и жакета имела схожие корни.
Списки первых поклонников игры возглавили члены семей государственных правителей и их высокородные придворные. Поэтому и игорные доски поначалу изготавливались из ценных пород деревьев и украшались тончайшей резьбой, орнаментами из драгоценных металлов и камней. Но по мере того как игра приобретала все более массовый характер, доски утратили свою помпезность.
Автором свода первых правил игры в нарды, или бэкгаммон (backgammon), установленных в 1743 году, стал англичанин Эдмонд Хойл. Существуют две версии этого названия. Согласно первой из них в основу легли два английских слова: back («назад») и game («игра»), что объясняет принцип игры, а именно то, что побитая шашка соперника возвращается назад к игроку. Вторая же связывает название игры с кельтскими словами baeс («маленький») и gammum («битва»), что по значению гораздо ближе к древнему персидскому «тахте».
Нарды на Руси
История появления этой игры на Руси достаточно туманна. Однако достоверность того факта, что в XV веке игра «тавлей» была невероятно популярна среди русичей, исторически подтверждена. Кстати, одна из украшенных самоцветами досок, ныне хранящаяся в Оружейной палате, принадлежала царю Ивану Грозному.
Как играть в нарды
Современные международные правила проведения соревнований, называемые «Правилами Куба», были введены в 1931 году в США.
Для того чтобы стать мастером игры в бэкгаммон, который более известен нам как короткие нарды, нужны специальная доска, игральные кости — зары, наличие логического мышления и благосклонность фортуны.
Игровое поле
Доска, разделенная на 2 половины. На каждой из них сверху и снизу находятся по 6 лунок, от которых отходят нарисованные клинья. В лунки своей половины каждый игрок расставляет по 15 фишек своего цвета.
Зары
Игральные кости, представляющие собой шестигранные кубики с точками (от 1 до 6). Именно по этим точкам и определяется количество очков, соответствующее количеству ходов. Перед началом игры их обязательно проверяют следующим образом: эксперты производят не менее 100-200 бросков и записывают результаты. После подсчета количества случаев выпадения разных очков, которое должно быть приблизительно равным, зары разрешают использовать в игре.
Цель игры
Каждый игрок бросает свои собственные зары. Числа на них показывают номера линий, через которые можно передвинуть фишки, также можно общую сумму использовать для хода одной фишки. Если на обеих зарах выпадает одинаковое количество очков, то игрок получает право сделать не два, а четыре хода.
Дубли имеют свои названия. Так, 6:6 —это ду-шеш, 5:5 — ду-беш, 4:4 — дур-чар, 3:3 — ду-сэ, 2:2 — ду-бара, 1:1 — яган. Одна фишка на линии называется блот. Она может быть побита, то есть переставлена на борт, если фишка противника попадает на ту же линию, после чего ее снова вводят в игру.
Все фишки должны достичь своего дома и поочередно быть выведены за пределы доски. Игрок, которому удается это сделать первому, считается победителем гейма. Если он снес все фишки до того, как его противник снес хотя бы одну, он выигрывает двойной гейм, или гамон. Если же во втором варианте у игрока в доме противника остается одна или две фишки, победитель выигрывает тройной гейм, или бэкгаммон.
Подробнее о правилах игры рассказывается в видео ниже: