Человекоподобное существо из пробирки
С незапамятных времен ученые пытались искусственным путем создать подобное человеку существо, а для алхимиков Средневековья это было не менее важной задачей, чем получение философского камня. Впервые слово «гомункул» (от лат. homunculus — «человечек») появилось в работах знаменитого врача, философа и алхимика Парацельса (1493–1541).
В его фундаментальном труде «О природе вещей» можно найти подробное руководство по созданию искусственных людей:
«Если сперму, заключенную в плотно запечатанную бутыль, поместить в лошадиный навоз приблизительно на 40 дней и надлежащим образом „намагнетизировать“, она может начать жить и двигаться. По истечении этого времени субстанция приобретает форму и черты человеческого существа, однако будет прозрачной и бестелесной. Если теперь его еще сорок недель искусственно питать arcanum sanguinis hominis (лат. „тайна жизненной силы человека“. — Прим. ред.) и держать все это время в лошадином навозе при неизменной температуре, оно вырастет в человеческое дитя…»
Уменьшительно-ласкательный суффикс для слова homunculus Парацельсу был необходим, чтобы указать на невысокий рост человечка.
Верование в то, что в сосуды можно заключать различных духов, не говоря уже о человекоподобных существах, было распространено в Средние века: папа Бенедикт IX, как утверждалось, держал в склянке семь заклятых им духов.
Вторым «рождением» гомункула в культуре можно считать его появление во второй части «Фауста» Гёте, где в образе светящегося существа воплотилась идея бесконечного стремления к жизни и красоте. Само слово «гомункул» тогда получило широкую известность.