Конным
Слово «трамвай» (tram — «лежень», «брус» и way — «путь»), употреблявшееся еще до того момента, как им стали называть знакомый всем вид транспорта, в эпоху мануфактур обозначало деревянные лежневые пути в горных копях. Но когда в английских городах получил распространение наземный рельсовый транспорт, об этом слове очень кстати вспомнили. Первый уличный трамвай, тогда еще вагон на лошадиной тяге, был пущен в Нью-Йорке в 1832 году (см. фото).
Примечательно, что трамвайный путь, открывшийся в Новом Орлеане в 1835 году, St. Charles Streetcar Line, используется до сих пор, но теперь, разумеется, по нему ходят электрические машины. В Европе первые трамваи появились в Париже в 1853-м, затем в 1860-м в Англии, в Беркенхеде, далее в Лондоне, в 1861-м и Копенгагене в 1863-м.
Семидесятые годы XIX века ознаменовались настоящим трамвайным бумом, правда, все еще с помощью лошадей, но разработчики уже искали им замену. Сначала в качестве механической тяги пробовали сжатый воздух, газ и бензиновые двигатели, позже, как только это стало возможным, применили электрическую тягу. На ней и остановились.
Новый «электрический» трамвай пустили по трамвайной линии под Берлином в 1881 году. Однако в этом транспортном средстве было еще много серьезных недостатков. Например, подача электроэнергии к вагону осуществлялась третьим контактным рельсом, поэтому в сырую погоду происходила утечка тока, что в итоге приводило к коротким замыканиям и остановкам в движении. Но американский инженер Ю. Спрэг ликвидировал это, поставив токосъемник на крышу. Теперь он скользил по контактному проводу, который был подвешен на опорах высоко над землей. После таких доработок трамвайная система американца стала по-настоящему востребованной. И с 1888 года быстро распространилась по всему миру.