Река фараонов
Такое ощущение, что город
Не могут поморы не ловить рыбу — этим они живут много веков, да и будут жить, как их деды и прадеды. Люди освоили эти места еще много тысячелетий назад. И кто только не ходил по карельской каменистой земле. В бытность свою по реке Кемь проходил древний торговый путь, который связывал Скандинавию , Крым и
А эзотерики даже связывают Кемь, что в переводе с финского значит «большая вода», с
Кстати, примерно тогда же, когда фараоны возводили свои пирамиды в дельте Нила , древние саамы строили на беломорских островах загадочные сейды — ритуальные нагромождения камней. Они же выбили на скалах целые живописные полотна, которые позднее озадаченные исследователи назовут петроглифами ; сплели из камней спиральные лабиринты , назначение которых академической наукой точно не выяснено и по сей день. Любители чудес и приключений видят в них свидетельства существования мифической
Знак покаяния
Первые письменные свидетельства о Кеми содержатся в
Соловецкие монахи оказались хваткими хозяйственниками: в городе появилась широкая пристань, постоялые дворы, были построены кирпичный и кожевенный заводы. Поморский городок превратился в довольно крупный экономический центр Руси и один из главных северных форпостов страны. В Кемь стало стекаться немало крестьян, селившихся вокруг города. Именно тогда как «административно-хозяйственная единица» и появилась на карте пресловутая «Кемска волость», которую Иван Грозный в исполнении
Шведы действительно положили глаз на Кемскую волость еще в середине XVI века. В 1571 году около Соловецких островов появилась шведская эскадра. Но атака была отбита благодаря присланным из Москвы
Запрещенные шатры
В 1711 году в Кеми на высоком каменистом мысу напротив Кемского острога был заложен величественный деревянный
В XVI веке именно
Стоя у подножия кемского Успенского собора и глядя вверх, постигаешь синтез всех традиций русского деревянного зодчества: от древних
Но время берет свое. В середине XIX столетия в небытие ушла кемская деревянная крепость — от нее осталась одна-единственная покосившаяся башня да несколько заброшенных домиков на острове. Вслед за ней чуть было не отправился и Успенский собор. В 1844 году из-за угрозы обрушения была разобрана верхняя часть его шатровой колокольни. Позже ее попытались сначала восстановить, а потом перестроить на новомодный лад, накрыв «полукумполом со шпилем». Но из этого ничего не вышло, а тут как раз подоспел проект строительства нового
И собор был открыт вновь, но перед этим его «благолепно подновили» — в лучших традициях бытовавшего тогда стремления стереть «дикую мужицкую память». Растесали окна, убрали все резные
По прошествии полувека за памятник взялись вновь. Но, видимо, нет у современных реставраторов прежнего вдохновения. Потому как нет того особого чувства места, ощущения пространства и времени, с каким строили Успенский собор неведомые зодчие три века назад. Некому вдохнуть жизнь в сухой проект. Сегодня Успенский собор обнесен уродливым глухим забором в человеческий рост, на воротах висит замок, и, чтобы разглядеть и сфотографировать хоть что-нибудь, приходится лезть на камни, виснуть на деревьях, раздвигать подгнившие доски, чувствуя себя натуральным воришкой. Да даже если и удастся найти удачный ракурс — игру объемов, тени и света все равно не увидишь.
Центральный восьмерик со всех сторон окружен неряшливыми строительными лесами, хотя строителей не видать уж четвертый год. Лишь три стройных шатра тоскливо и отчаянно рвутся вверх из этого людского равнодушия. Это закон времени — прогресс идет по материальному пути, и возвращение в мир духовный с каждым его шагом становится все более и более трудным. В традиционном, доиндустриальном обществе любая, даже совершенно утилитарная, постройка тесно взаимодействовала с внутренним миром человека. Так, дом был моделью космоса, а храм был домом Бога. Выстроенный из дерева, дом был живым, он дышал, он старел вместе с человеком. Дом уважали и любили — существовал целый неписанный кодекс правил поведения, связанный с повседневным домашним бытом: стол нельзя было ставить поперек
Другая история
На противоположном берегу овального залива оставила свой след иная история. Там высится уже упомянутый облупленный и обезглавленный Благовещенский собор, рядом — двухэтажное строение невнятного розового цвета, да строгий параллелепипед казенного дома в лучших традициях ранней советской архитектуры. Кирпичная громада храма, кажется, вот-вот развалится, и не будет больше этих унылых березок на крыше, не будет погребальных досок крест-накрест на окнах и дверях, не будет убогого деревянного помоста вместо исчезнувшего крыльца. Тем не менее, собор действует, службы проходят в низеньком темном подвале, где установлен иконостас, горят лампады и свечи. Одна-единственная служительница бродит, как тень, под сводчатыми потолками, шепчет молитвы и целует иконы. Миниатюрная модель давно ушедшего в небытие северного мира.
В небытие, повторюсь, он начал уходить вместе с самодержавием. За церковным сараем без лишних церемоний расстреляли священников. Сам собор со всем его имуществом был реквизирован. А вскоре в город начали прибывать первые колонны и эшелоны политически неблагонадежных — здесь их грузили на пароходы и отправляли на Соловки. Об этом напоминает казенное здание в три этажа, выкрашенное в желтый цвет. Сейчас на его фасаде висит кумачовый транспарант с надписью «Столовая», а тогда, в конце 20-х, висела вывеска