Мечты о забытом городе
«Признавайся, Отрар хочешь увидеть?» — спросил меня начальник
Остатки города (городище) Отрар находятся на юге Казахстана , при впадении реки
Я долгое время занималась исследованием восточных шелков, привезенных в Средние века на территорию Юго-Западной Руси, и поэтому никак не могла отделаться от мысли, что, возможно, неизвестные купцы, товар которых стал объектом моего научного интереса, точно так же, как и я, на своем пути не миновали Отрара… С V по XIII века город действительно был важным торговым пунктом на пути из Ирана и
За храбрость и вероломство
Представление об Отраре домонгольского времени, когда город входил в состав
Убийство послов — преступление, за которое Чингисхан не прощал никого и никогда. Осада Отрара продолжалась несколько месяцев. И нет сомнения, что монголы рано или поздно смогли бы взять город самостоятельно, но задачу им облегчил предатель, открывший городские ворота. Отрарцы были жестоко наказаны и за свое вероломство, и за мужество, проявленное при осаде. Как сообщают персидские хроники, город разрушили, а его жителей поголовно истребили.
Правда, в последнее время некоторые историки обращают внимание на то, что рассказы о кровожадности Чингиса не подтверждаются данными археологии. Так, по мнению Кайрата Бегалина, автора книги «Ханы Золотой Орды» (Алма-Ата, 2007), сухая среднеазиатская почва должна была сохранить хоть какие-то останки сотен тысяч жертв, якобы уничтоженных пришельцами с Востока. Но по сей день их так и не удалось найти. Вполне возможно, что сведения о реках крови, проливаемых Темучином, были всего лишь результатом умелой пропаганды монгольских специалистов по «связям с общественностью», в задачу которых входило запугать население еще не покоренных их повелителем земель.
Последний дворец Тимура
Однако Отрар возродился. В XIV веке он вошел в состав державы Тимура Тамерлана (Tīmūr-e Lang, 1336–1405). В январе 1405 года Железный Хромец приехал в Отрар и обосновался в одном из его дворцов — Бардибеке. Увы, пока этот легендарный дворец так и не найден археологами. Но ведь и раскопки в Отраре еще не окончены. Пройдет время, и, надеюсь, нам откроется зал приемов (куриншихана), в котором Тамерлан принимал своего «блудного сына» — мятежного
На 1405 год Тимур задумал большой поход в Китай, но покинуть Отрар ему было не суждено — 18 февраля он умер. С большими предосторожностями и тайно (под видом мертвой принцессы) тело великого и грозного Тимура перевезли в его столицу — Самарканд, где и погребли. С этого момента начинается таинственная история, связанная с проклятием, которое великий завоеватель наложил на свою гробницу. Тимур якобы пообещал насылать чудовищные беды на каждого, кто нарушит его покой. Долгое время охотников испытать судьбу не находилось. Но в 1747 году иранский правитель Надиршах, захвативший Самарканд, забрал с собой из мавзолея Тимура нефритовый надгробный камень. Согласно легенде, в этот же день в Иране произошло сильнейшее землетрясение. Через несколько дней оно повторилось — и камень вернули обратно. Следующими искусителями судьбы стали советские археологи. 21 июня 1941 года экспедиция знаменитого
Глиняное богатство
Отрар просуществовал до начала XIX века. Затем люди ушли оттуда из-за нехватки воды, а город занесли пески. Неискушенному в археологии путешественнику картина сначала может показаться довольно унылой: заросшие травой руины, высохшие поля, пересекаемые остатками некогда глубоких оросительных каналов… Но это только на первый взгляд. Археологи, добравшиеся до этих мест в 1969 году, уже раскопали массу интересного: городские кварталы, мечеть и дворец конца XIV века, баню, которой 700 лет, и кирпичную мастерскую. Благодаря их стараниям мы можем представить себе быт отрарцев. Магистральные улицы города вели к трем воротам, рассекая массивы тесно пристроенных друг к другу домов. Дома были трех- или двухкомнатными, рассчитанными на одну семью. Площадь комнат обычно составляла около 25 м² (совсем не плохо и по нынешним временам). По стенам размещались возвышения (0,4 м) — суфы, на которые садились или стелили постель. В центре комнат находились напольные открытые очаги.
Надо ли говорить, насколько важно все это богатство сохранить? Спавшие под толщей глины и песка архитектурные кирпично-глиняные строения Отрара сразу же после раскопок стали подвергаться агрессивному воздействию окружающей среды: резко континентальный климат с его резкими колебаниями температур в пределах –20 до 40 °C и сильными ветрами ведет к эрозии, которая может быстро уничтожить этот уникальный памятник. Для предотвращения подобных последствий
Уже при подъезде к городу я увидела необычное строение, вполне органично вписывающееся в местный пейзаж. Один из моих уважаемых гидов — Нургали Имажанов (архитектор-консерватор) — любезно предложил мне пройти к заинтересовавшему меня объекту. Несколько минут — и я уже с увлечением рассматриваю средневековую баню, которую покрывает специальный навес: современное сооружение, защищающее бесценное строение от всех капризов природы. Баней нельзя было не восхититься: в плане она имела крестовидную форму, в центре находилась массажная, а вокруг нее — помещения для мытья и для отдыха, которые отапливались при помощи проложенных под полом каналов с теплым воздухом.
Непростая судьба у мавзолеев
Рядом с древним Отраром находится мавзолей исламского мистика
Судьба мавзолея не была легкой: его «биографию» мерят несколько кардинальных перестроек. Сегодня от постройки XIV века сохранились лишь резные деревянные колонны айвана (террасы): мавзолей был разрушен во время землетрясения примерно 300 лет назад. В XVIII веке усыпальницу восстановили, украсив двумя куполами, но уже спустя столетие она пришла в абсолютную ветхость. Как гласит надпись на одном из ее фризов, новые реставрационные работы там проводились в 1909 году. Но и на этом проблемы не закончились: спустя шестьдесят два года, грунтовые воды начали размывать фундамент мавзолея, и для предотвращения возможного разрушения постройки пришлось проводить еще один цикл восстановительных работ. Сегодня мавзолей выглядит так: в центре располагается зал с гробницей святого, к которому пристроено в виде левого крыла помещение, где могут жить последователи учения Арыстан-бабы, а правым крылом служит мечеть. Оба крыла объединены общей фронтальной стеной главного фасада с глубоким портальным углублением в центре, перекрытым стрельчатым сводом. Паломники и туристы всегда с удовольствием посещают это место.
…Этой зимой, когда за окном намело полутораметровые сугробы, я вспоминала Отрар — жемчужину на окраине пустыни. Мое воображение вновь рисовало нескончаемые караваны, выплывающие из дымки далекой Азии. Но сколь выпуклыми стали эти образы после того, как я наконец-то прикоснулась к Отрару!