В апрелемае 2006 года мы с Александром Тягны-Рядно проехали в Мали от столицы Бамако до Страны Догонов; в октябре ВС опубликовал наш материал , вынеся на обложку фотографию темнокожего танцора с лицом, скрытым выразительной ушастой маской. Ритуальный танец в красочных, вырезанных из дерева масках, снят в селении Санга на плато Бандиагара. Это вовсе не значит, что нам повезло угодить прямехонько на праздник догонов, который проводится всего раз в году. Станцевали специально для нас, за соответствующее вознаграждение. Дело это для танцоров привычное: Мали страна бедная,
Танец, фрагменты которого запечатлел Александр, продолжался около получаса. Зрелище было динамичное и яркое, молодые мужчины слаженно двигались под аккомпанемент задающих ритм барабанщиков и вокалистов, но меня что-то смущало. Будь я туристом, осваивающим мир через видоискатель, я, наверное, не ощутила бы ни малейшего дискомфорта и без тени сомнения щелкала бы фотоаппаратом, стремясь снять как можно больше. Но к догонам я ехала вовсе не за экзотическими кадрами. Происхождение этого африканского народа, о существовании которого европейцы узнали в 50-е годы прошлого века из работ французских этнографов Марселя Гриоля (
Когда статьи Гриоля попались на глаза астрономам, выяснились любопытнейшие детали: получалось, что архаичная мифология «примитивных» догонов давно оперировала космогоническими знаниями, которые «цивилизованная» наука открыла только с появлением мощных оптических телескопов. Существование второй звезды системы Сириуса (открыта в 1862 году), вращающаяся галактика (в 1927 году), спиральные туманности (в 1950-м) все эти элементы так или иначе присутствуют в догонских легендах. А сами эти знания догоны будто бы получили от бога, который спустился с третьей звезды Сириуса. Он явился в ковчеге, который вращался, и вращенье его поддерживалось «дыханием» через сопло О существовании третьей звезды в системе Сириуса современной науке не известно ничего.
Гриоль и Дитерлен прожили у догонов 25 лет. Волею догонских жрецов Гриоль был посвящен в тайны народа. Ритуальные танцы догонов один из способов «прочитать» их историю. Но много ли узнаешь, если вместо толстой книжки с картинками тебе за небольшую плату сунут два-три листочка с цитатами? Получасовой танец в Санге был, в сущности, такими вот «цитатником» для непритязательных туристов. Красочное, но выхолощенное действо, несущее лишь ничтожную часть того мощного энергетического заряда, что заключен в древнем ритуале, бледная переводная картинка вместо густого выразительного сюжета К счастью (собственно, иначе и быть не могло ), плато Бандиагара не то место, откуда, добравшись сюда издалека с определенной целью, уходишь с пустыми руками. Через пару часов после деревенского шоу я сидела за столом с молодыми людьми, чьи лица во время танца были скрыты гигантскими масками. Тридцатпятилетний Атемулу Доло и его двоюродный брат тридцатитрехлетний Понла Доло взялись провести со мной догонский «ликбез» насколько это вообще возможно сделать экспромтом
То что в туристических справочниках легкомысленно именуется догонским «Фестивалем масок», на самом деле никакой не «фестиваль». То есть не развлечение, в каковом качестве его привычно видеть праздным туристам. Танцы в масках составная часть многозначных ритуальных церемоний: эпической Сиги, посвященной Прародителю догонов Номмо, и регулярных погребальных торжеств, именуемых «dama». Сиги главная ритуальная церемония догонов, символизирующая период от смерти Номмо, созданного спустившимся с небес божеством Амма, до того момента, когда человек обрел способность облекать мысль в слова. Проводится она один раз в 60 лет. Её загодя готовит общество догонских жрецов, которых здесь называют «олубару»; длится Сиги по нескольку месяцев (а то и лет!), в течение которых мужчины в масках, танцуя, движутся от одной догонской деревни к другой. Маски своего рода иероглифы, у каждой свой смысл и своя функция. Это своеобразный язык, которым владеют олубару и который дозволено изучать только мужчинам, но не женщинам догонов. Главной маской Сиги является Большая Маска, она же Мать Масок. Раз в шестьдесят лет её изготавливают заново. Последняя церемония Сиги длилась с 1967 по 1973 год, время начала следующей 2027-й.
А вот погребальные маскарады «dama» похоже, именно их европейцы и записали в «фестивали» проходят ежегодно. Цель этих погребальных церемоний состоит в том, чтобы с помощью танцев и древних ритуалов проводить души родственников, ушедших с земного плана, к месту их последнего упокоения. Тем, кто остается, праздник служит напоминанием: все и вся в этом мире связано незримыми узами. Одна из масок канага имеет длинное навершие и напоминает антенну. Движения танцора, на голове которого надета высокая канага, символичны: нагибаясь, он касается маской земли, а затем, резко выпрямившись, обращает её к небесам, демонстрируя связь двух миров. Случается, что во время танца навершие ломается; это считается дурным знаком в таком случае танец останавливают.
Ежегодная церемония посвящена всем тем, кто умер за время, минувшее с последнего «dama». Попасть на маскарад непросто фиксированной даты его проведения попросту нет. Решение о том, когда он состоится, принимают олубару. Правда, делается это заранее подготовка требует времени и средств, необходимых в частности, для изготовления масок. К маскам для платных «шоу» олубару отношения не имеют: это не более чем реквизит, оставшийся от последнего «dama», который участники догонской «самодеятельности» держат наготове в ожидании клича «Туристы приехали!». Вместе с танцорами Атемулу и Понлой за нашим столом сидел олубару из Санги Аманиду Доло (эту фамилию носит половина селения). Он-то и сказал, как именно определяется время начала праздника «dama» его назначают, «когда главная маска подает знак». От дальнейших расспросов что именно за знак олубару, невысокий худощавый человек лет пятидесяти, мягко уклонился. Сказал только: «Приезжайте ещё раз покажу ». Я уже тогда понимала, что возвращение неизбежно. А это значит, что рассказ о настоящем, не напоказ, догонском танце масок ещё впереди.