«А от Казани реки гора так высока, иже оком воззрети прикро: на ней же град стоит
и полаты царские, и мечети, зело высокие, муровчатые»
Сказания князя Курбского
Зима, может быть, не лучшее время для долгих пеших прогулок по Казани — все-таки холодновато. Но зато как красиво смотрится в это время казанский кремль! Его белокаменные стены кажутся естественным продолжением заснеженной земли, а синие купола и минареты — дорогой к лазурному небу. На фоне этого органического вплетения архитектуры в природу выделяется только один элемент — краснокирпичная башня Сююмбике . Но на то она и символ Казани, чтобы выделяться. К тому же башне этой есть чем гордиться. По углу наклона (отклонение шпиля от вертикали составляет почти 2 метра!) она пытается догнать знаменитую Пизанскую башню, а по количеству окутавших ее легенд она впереди Казани всей. Героиня этих легенд — последняя татарская царица Сююмбике, управлявшая государством с 1549 по 1551 год в качестве регентши при несовершеннолетнем сыне. Она, между прочим, дочь ногайского мурзы Юсуфа, от которого происходит знаменитая династия графов Юсуповых, среди которых, например,
Казанский кремль вообще уникальная крепость, самая необычная из всех, что мне довелось увидеть в России . Может быть, как раз потому, что крепость эта не только русская, но и татарская, не только западная, но и восточная. Поэтому-то на территории кремля, за одними стенами, под одним небом, так прекрасно смотрятся вместе самая большая в Европе и, несомненно, одна из красивейших на Востоке, мечеть —
Змеиное царство на берегах Волги
В Казани повсюду змеи. Нет, по тротуарам они, конечно, не ползают, но их разинутые пасти и крылья (да-да, змеи тут крылатые) можно наблюдать на вывесках, на кованых решетках, на фасадах и флюгерах домов, на фонтанах и даже перед входом в метро. Когда-то Казань называли «змеиным царством», ведь с давних времен символом татарской столицы являлся василиск, он же крылатый змей или дракон. На гербе, утвержденном в 1781 году, так и
Вообще таких мифов и легенд очень много. Все они отличаются деталями и действующими лицами, но одна подробность практически всегда остается неизменной. Когда-то местность, где сейчас стоит Казань, кишела змеями. Чтобы их изничтожить, позвали колдуна (по другим версиям это была «девица» или «сноха хана, известная своими чарованиями»), который с помощью ворожбы и огня очистил территорию от ползучих тварей. Однако благодаря наличию крыльев змеиному царю Зиланту удалось спастись. Он улетел на расположенную рядом гору Джилантау (Змеиная гора), откуда еще долго наводил ужас на только что основанное поселение булгар. Побороться со страшным змеем решился могущественный волшебник (или богатырь). И победил, при этом, правда, погибнув сам. С тех пор змей-дракон жителей Казани не беспокоит.
Секретарь багдадского посольства Ахмед ибн Фадлан, посетивший Волжскую Булгарию в 922 году,
По другую сторону «миллениума»
В 2005 году Казань отметила тысячелетие . Шумиха вокруг этого события была страшная: все СМИ наперебой освещали праздничные мероприятия. Это притом, что о реальном возрасте Казани споры идут до сих пор. Как бы то ни было, но столица Татарстана после столь масштабного праздника сильно изменилась. Большинство домов в историческом центре к 1000-летию отреставрировали, «причесали», приукрасили. А то и вовсе отстроили заново. Получился эдакий образцовый город, по которому очень приятно гулять не только казанцам, но и туристам, особенно, надо полагать, иностранным.
Но кое-где проглядывает и старая, «домиллениумная» Казань. На пешеходной, самой туристической, улице Баумана, например, до сих пор стоит полуразрушенное здание гостиницы «Казань» (оно же «Казанское подворье» или «дом Мельникова»), построенной еще в середине XIX века архитектором
Да, за парадной Казанью прячется совсем другой город. Стоит лишь отойти немного в сторону, заглянуть в переулочек, и вдруг нет-нет, да и увидишь старинный покосившийся домик с бабушкой-старушкой в окне и сонным котом на подоконнике. Или посмотрит на тебя печальными глазами-окнами, полными осколков-слез, симпатичный маленький особнячок, заброшенный, разрушенный, доживающий свои последние деньки. А ведь многие из этих забытых домов — настоящие памятники архитектуры и истории...
А вот еще одна достопримечательность, которую «казанский миллениум» почему-то обошел стороной —
Ну и, в-третьих, стоит этот памятник как раз
«Братство» креста и полумесяца
Александр Дюма-отец , путешествовавший по России в 1858–1859 годах,
Гуляя по городу, то любуешься совершенно потрясающей красоты храмом, то восхищаешься невероятным изяществом старинной мечети. Вот, например,
Но, пожалуй, «братство» религий, причем не только ислама и христианства, нагляднее всего отразилось во Вселенском храме, недавно построенном на месте обыкновенного деревенского дома в селе Старое Аракчино вблизи Казани. Автор этого Храма всех религий (объединяет 16 разных религиозных течений, прошлых, настоящих и будущих), ставшего уже одной из казанских достопримечательностей, — Ильдар Ханов, известный татарский целитель, а по профессии художник. «Я, наверное, «человек мира»: во всех религиях нахожу нечто близкое и не вижу противоречий между ними», — говорит Ханов. Его храм — яркий, красивый, с массой всевозможных куполов, флюгеров, мозаичных ниш, цветных витражей (все это Ханов строил своими руками и на свои средства) — наглядное воплощение его давней мечты, «создания первого очага объединения людей вокруг единого Господа». При этом, по словам Ханова, «это не религиозный храм, а храм культуры и истины», где автор хочет создать некий культурно-философский центр с обсерваторией, компьютерным залом, библиотекой, органным залом, школой рисования, йоги и т.д.
К идее Ильдара Ханова можно относиться по-разному. Но оригинальности и необычности его творению точно не занимать. И потом, такая достопримечательность только усиливает и без того громкую славу Казани как уникального многоконфессионального центра, где разные религии не просто уживаются друг с другом, но сохраняют мирные и дружественные отношения.