Как ни удивительно, но Каир , город, овеянный легендами, при одном названии которого возникает столько ассоциаций с восточными сказками, довольно молод по сравнению с другими ближневосточными городами — он был основан всего лишь в X веке. Правда, в современный большой Каир входят намного более древние пирамиды Гизы , к которым уже тянут ветку метро.
Ныне столица Египта —
Каир мусульманский
Знакомство с Каиром удобнее начинать с центра — с мусульманских кварталов. В самом центре, как и полагается в любом уважающем себя ближневосточном городе — цитадель на неприступной скале. Ее построил в XII веке знаменитый султан Саладин (Салах ад-Дин) . С тех времен, правда, в цитадели почти ничего не сохранилось — большинство ее зданий относится к XIX веку, ко времени правления популярного здесь султана Мухаммеда Али. По соседству с цитаделью, на этой же скале, возвышаются загадочные локаторы. Это собственность современной египетской армии: гора и сегодня не теряет важного военно-стратегического значения.
Крепость напичкана мечетями, дворцами и музеями. Самый любопытный — так называемый Музей вещественных доказательств. В нем выставлены разнообразные древнеегипетские древности, изъятые в разные годы у контрабандистов и недобросовестных коллекционеров. Во дворе цитадели — еще одно напоминание о том, что и современная военная египетская история довольно бурная: экспозиция советских, американских и израильских самолетов, пушек и танков. Советским оружием Египет воевал против Израиля , вооруженного своей и американской техникой, поэтому советская техника стоит как новенькая, а вот трофейная — изрядно помятая. А неподалеку — макет средневековой катапульты «в натуральную величину».
Из цитадели открывается отличный вид на всю египетскую столицу — хорошо видны 70-метровые минареты мечети султана Хасана. Чуть дальше — мечеть Ибн-Тулуна ,
Еще одна достопримечательность этой части Каира — огромное кладбище ал-Халифа («Город мертвых»). Говорят, что это самое большое кладбище в мире — его начали «заполнять» еще мамлюки.
Если и после ал-Халифа острых впечатлений не хватит, можно отправиться в противоположную сторону от цитадели — на рынок Хан ал-Халили. Рынок устроен очень логично, как любой западный супермаркет. Один его квартал посвящен пряностям и благовониям , другой — кальянам , и здесь можно по сходной цене прикупить сразу готовый кальян нужного размера или собрать кальян на свой вкус из запчастей разного размера и цвета, и так далее.
А посреди всей этой базарной суеты и толкучки находится одна из самых авторитетных мечетей во всем мире — аль-Азхар. Знаменита она, помимо своей древности, еще и тем, что при ней находится самый древний из действующих исламских университетов , выпускающий уважаемых богословов, толкователей Корана и мулл.
Прямо посреди рынка попадаются огромные ворота Баб-Зувейла («баб» — «ворота» по-арабски) — когда-то это были ворота, соединяющие стены вокруг города. Из шести ворот IX–X века сохранилось только трое. Двое других сохранившихся ворот —
Устав от базарной суеты и приставучих торговцев, я отправляюсь бродить по жилым мусульманским кварталам. В одном из путеводителей написано: «местные жители придут в волнение, обнаружив ваш интерес к их жизни». Именно так и получилось: туристы, да и просто белые люди забредают сюда редко, поэтому местные приходят в восторг, когда ты начинаешь их фотографировать. Люди здесь не испорчены туриндустрией и не попрошайничают. Любимое времяпрепровождение местных мужчин — посиделки в кофейнях за чаем и кальяном.
Станция метро «Сейеда Зейнаб» названа в честь внучки самого пророка Мухаммеда. Здесь неподалеку и мечеть с гробницей внучки — сюда совершают паломничество шииты из Ирака и Ирана , считающие, что власть на земле должна принадлежать только потомкам Мухаммеда и от этого особенно трепетно относящиеся к его «семени». Забавно, что гробница этой же самой Сейеды Зейнаб существует и в Дамаске , и ей точно так же поклоняются шииты. Которая же из них настоящая, доподлинно неизвестно.
Из мусульманского Каира я и мои спутники уезжали на метро. Любопытно, что, хотя автомобильное движение в Египте правостороннее, метро — левостороннее. Объясняется это тем, что метро в Каире перестроено из железной дороги, которую сооружали колонизаторы-англичане.
Зайдя в вагон, мы обратили внимание, что он заполнен исключительно женщинами, которые разглядывали нас без всякого стеснения, а вскоре, набравшись смелости, принялись фотографироваться с нами на сотовые телефоны. Это оказался специальный женский вагон — в остальных вагонах был смешанный состав, но по желанию женщины могут ехать отдельно от мужчин.
Блюл их нравственность специально обученный полицейский — мужского, соответственно, полу, что никак не смущало окружающих девушек. Зато когда в вагон зашел какой-то местный парень, секьюрити что-то цыкнул ему по-арабски, и тот пробкой выскочил из вагона. С нас же, туристов, спрос небольшой.
Каир коптский
Юг египетской столицы — совсем другой Каир, христианский, а точнее — коптский . Это самая старая часть Каира. Люди живут здесь как минимум с VI века до нашей эры, когда персидские завоеватели основали здесь крепость. Форт был назван «Вавилон» — то ли в честь далекой персидской столицы, то ли, по другой версии, это искаженное египетское слово, означавшее «переправа по дороге в Он».
В VII веке Вавилон Египетский, уже тогда населенный в основном коптами, захватили арабские отряды. Рядом с этим городом они основали ал-Фустат — «укрепленный лагерь». Несколько веков ал-Фустат был столицей всего Египта, и только потом ее перенесли в ал-Кахиру. К нашим дням и Вавилон, и ал-Фустат стали частями Каира, но сохранились от них только развалины и несколько коптских церквей. Называются эти кварталы «Старым Каиром» — чтобы отличать от остального Каира. Хотя «Старый Каир», как мы видим, — это, строго говоря, вовсе не Каир.
Христианство проникло в Египет уже в I веке, ведь Палестина совсем рядом. Здесь проповедовал еще апостол Марк; именно на территории современного Каира святое семейство укрывалось от развязанного царем Иродом истребления младенцев. Апостол Марк считается основателем коптской православной церкви .
Само слово «копт» и означает, собственно, «египтянин» — оно происходит от арабского «кюбт», которое, в свою очередь, появилось от греческого «айгюптиос», то есть «египтянин». Если копнуть еще глубже, то слово «айгюптис» появилось в результате попытки греков произнести слово «хакиптах» — так древние египтяне называли Мемфис, столицу своего царства.
Коптский язык мертвый, теперь звучит он только в церквях. Зато происходит он прямо от древнеегипетского языка, да и перестал он использоваться в быту сравнительно недавно — в XVII веке. Самое интересное, что некоторые копты, несмотря на такие важные атрибуты самобытности, как язык и религия, считают себя все-таки арабами. Копты
Сейчас все коптские древности аккуратно обнесены забором и превращены в эдакий музей под открытым небом. Главные его достопримечательности — скромный грот в глубине церкви святых Сергия и Вакха. Именно в этом гроте, по преданию, жила Дева Мария с младенцем Иисусом . Но спускаться в него могут только священники. По другой версии, Дева Мария скрывалась по соседству, в церкви Эль-Муалляка .
Убранство церкви святых Сергия и Вакха чрезвычайно скромно, особенно если учитывать значение места. Вообще надо сказать, что все коптские церкви оформлены очень скромно — и снаружи, и внутри. Они стоят вплотную к соседним домам и ничем от них не отличаются. Так христиане маскировали свои молельные дома от толп мусульман , нередко громивших церкви во время смут и волнений.
Зато коптские иконы — полная противоположность строгим русским. Они яркие, нарядные, напоминающие не то комиксы, не то детские рисунки: плоские двухмерные и непропорциональные фигуры, преувеличенно большие яркие глаза, отсутствие пластики. Образы очень выразительны и трогательны.
Единственная запоминающаяся внешне церковь называется Эль-Муалляка — «подвешенная». Она была построена в VII веке на одном из бастионов форта Вавилон. Благодаря такому высокому основанию кажется, что Эль-Муалляка двухэтажная, а чтобы в нее попасть, надо подняться по достаточно высокой лестнице. Помимо бастиона, для возведения церкви использовались материалы и других более древних зданий, например, ее колонны разного размера и с разными капителями.
Рядом с церквями — средневековая синагога Бен Эзры. Выглядит она совсем уж по-спартански — как большой каменный сарай. По легенде, синагога переделана из церкви Михаила Архангела, которую в X веке коптский патриарх за налоговые задолженности передал халифу, а тот, в свою очередь, продал ее еврейской общине. На Ближнем Востоке евреи селились и строили синагоги рядом со своими антагонистами-христианами — ведь для мусульман и те, и другие были «неверными». После образования Израиля египетские евреи в основном вернулись в Землю Обетованную. Правда, кое-кто остался — следить за синагогами и продавать билеты туристам.
Каир современный
Мусульманские и коптские кварталы располагаются на восточном берегу Нила. На западном берегу находится современные малоинтересные «спальные» районы. А вот по центру Нила — острова, которые тоже заслуживают внимания.
Крупных островов два. Между ними курсируют знаменитые египетские фелуги — традиционные лодки характерной формы, ныне превращенные в туристический аттракцион.
Главный остров, Замалик — это самый фешенебельный район Каира. Здесь находится большинство иностранных посольств, дорогих гостиниц и ресторанов с европейской кухней, а также престижное жилье. Посольства и обилие иностранцев, собственно, и формируют вестернизированность квартала.
А в центре Замалика возвышается один из современных символов Каира — небоскреб «Каирская башня», также известная как «башня ЦРУ». По местной легенде, башню соорудили на деньги, выделенные ЦРУ для подкупа первого египетского президента, генерала Мохаммеда Нагиба — президент согласился сделать то, чего требовал от него американский империализм, но заговор был раскрыт, деньги перехватили, президента свергли. Следующий президент, Гамаль Насер, поставил эту башню в 1961 году, словно в назидание окрестным иностранным посольствам. Интересно, что небоскреб не имеет никакого практического смысла — на нем нет никаких телепередатчиков.
На соседнем острове, Род, находится еще одно своеобразное сооружение —
Нилометры существовали еще во времена фараонов. А каирский нилометр построили в VII веке, одновременно с городом ал-Фустат. Самое интересное, что главная функция нилометра — не метеорологическая, как можно было бы подумать, и не прогнозирование наводнений . От уровня Нила напрямую зависела урожайность, поэтому деления обозначают размер налогов, которые должны были платить крестьяне и землевладельцы.
Каир древнеегипетский
Пирамиды Гизы и Мемфис — это, конечно, общее место и банальность, но было бы, наверное, глупо написать о Каире и вовсе не упомянуть пирамид.
«...Ансамбль пирамид в Гизе производит поразительное впечатление своей монументальностью, художественным единством... До поздней ночи не утихают шум и говор многоязыкой толпы. Великие гробницы стали местом увеселения живых...», — так описывает одно из главных туристических мест Земли путеводитель «Каир», напечатанный издательством «Искусство» в 1975 году.
С тех пор тут мало что изменилось, разве что по пирамидам запретили, наконец, лазить, и теперь их охраняют полицейские на верблюдах .
Гиза — это окраина современного Каира. Пустыня только начинается за пирамидами, которые стоят на границе узкой плодородной земли вдоль Нила. Пирамиды, неизменно окутанные дымкой испарений, возникают внезапно, но в реальность их существования верится не сразу.
К сожалению, российские туристы посещают пирамиды, в основном, приезжая с курортов Хургады и Шарм-эль-Шейха, откуда надо добираться на автобусах несколько часов по жаре и пыли. Конечно, после такой дороги сил на осмотр Каира уже не остается. А жаль, и, надеюсь, своей статьей я убедил вас, что этот город стоит большего внимания.