После первого путешествия по Узбекистану у нас осталось впечатление некоторой незавершенности. Все-таки правильно — это проехать страну «от края до края». Можно с севера на юг, можно — с запада на восток. С запада на восток страна оказалась намного длиннее, что и определило направление второго путешествия. Самой восточной точкой нашего маршрута был
Путь на Муйнак
Ныне чтобы добраться до Муйнака, сначала нужно попасть в столицу Каракалпакии —
Перед поездкой откроем главный советский источник знаний, «Большую советскую энциклопедию», и почитаем: «Муйнак, город (до 1963 — посёлок), центр Муйнакского района Каракалпакской АССР. Порт на южном берегу Аральского моря, на полуострове Муйнак… 10,4 тыс. жителей (1972). Центр рыболовного района. Рыбоконсервный комбинат. Вблизи Муйнака — ондатровое промысловое хозяйство».
Где-то в здешних окрестностях, в рыбацкой деревне близ Муйнака, в 1827 году родился Бердимурат, сын Каргабая — создатель каракалпакской литературы, выдающийся поэт, которого все в Узбекистане знают под именем
Что же, все понятно: отправляемся на новый автовокзал Нукуса, яростно торгуемся с таксистом, сбиваем цену на поездку с сотни долларов наполовину — и вперед!
Поначалу — всё как всегда, Узбекистан Узбекистаном. Вот только
Умирающее море
На берегу Арала, на возвышенности стоял обелиск павшим в Великой Отечественной… Нет, сам-то памятник стоит до си пор, ничего с ним не сделалось — только покрасили полосами в национальные цвета (синий, зеленый и белый). А вот и море… Берег обрывист, и с него прекрасно, на многие километры вдаль, видно бывшее дно Аральского моря. Ныне это пустыня Аралкумы. Знакомьтесь: ветер, соль, пыль, пыль и ещё раз пыль. Менять оптику на цифровых зеркалках приходится вдвоем, прижавшись друг к другу и по команде «раз-два-три», быстро-быстро. Иначе пыль на матрице обеспечена. Ну, а о песке, пыли и соли в одежде, волосах и фотосумках можно даже не упоминать. Отъезжаем подальше — и сразу же видим зрелище, достойное пера советского фантаста
До середины ХХ века Аральское море было четвертым по величине озером мира с площадью 66 тыс. км². Теперь половина из них принадлежит пустыне Аралкумы, примыкающей к пустыням Кызылкумы и Каракумы . C 1961 по 1995 год — всего за время жизни одного поколения — уровень моря опустился на семнадцать метров. Береговая линия отступила на 100–150 км. Обнажились около 33 тыс. км² морского дна, с которого ежегодно ветер разносит около ста тысяч тонн пыли и соли. Песчано-солевые бури длятся до трехсот дней в году. Эффект усиливается тем, что Арал расположен на пути мощного воздушного течения, идущего с запада на восток и способствующего выносу аэрозолей в высокие слои атмосферы. А ведь это не только соль. В советские времена объем пестицидов , используемых в сельском хозяйстве
В Приаралье изменился климат: разница температур летом и зимой стала еще больше (от –50 °C до +30 °C), а количество осадков — еще меньше.
Фатальное орошение
Ну, а Муйнак… Ещё в 1960 году в Аральском море вылавливали около 60 тыс. тонн рыбы. В основном осетровые, сом, судак, жерех. Прошло всего двадцать три года — и в 1983 году рыболовство на Арале свернули навсегда. Город, основой жизни которого было море, очень быстро превращается в призрак. Та же участь постигла и казахский порт Аральск .
Что же произошло? Дело в том, что в советский период из питающих озеро рек (в основном, из Амударьи) воду «растащили» на орошение. Узбекистан был главным «месторождением» хлопка в СССР, и экономика страны, как это модно сейчас говорить, «затачивалась» именно под хлопок. Чем больше хлопка выращиваем — тем больше нужно воды. А где её брать? В реках. Вот и строились
Пятьдесят лет назад объем Аральского моря составлял чуть более 1000 км³. Чтобы поддерживать себя в прежних границах, ему требовалось около 60 км³ воды в год. На 1960 год притока воды вполне хватало: с реками приходило в озеро 63 «куба». В 1990-м — всего 5 км³. Сейчас от общего объема воды осталось всего 10%.
Конечно, колебания уровня Аральского моря были и раньше. Интересный факт: в Казахстане на обнажившемся дне Аральского моря обнаружены остатки 600-летнего мавзолея. Значит, уход воды случался и ранее. Но вряд ли тогда Арал мелел так стремительно.
Так что же делать? Можно ли спасти озеро? Об этом очень много говорят, пишут и даже поют: аральской трагедии посвящена первая в истории Казахстана рок-опера «Такыр», в финале которой Море надеется на свое возрождение, но тем не менее хозяином в этих местах остается Ветер Смерти. Правительства Узбекистана и Казахстана, а также международные фонды тратят огромные деньги на многочисленные конференции и симпозиумы, посвященные Аралу, на которых высказываются самые разные идеи и предлагаются многочисленные проекты по спасению озера.
В 2003 году в прессе прошло фантастическое сообщение о том, что
Если же говорить о реальных возможностях, то чаще всего от специалистов можно услышать: казахский Малый Арал спасти ещё можно, узбекский Большой — уже обречен. И в деле спасения Малого Арала уже есть результат. Через пролив Берга Казахстан построил тринадцатикилометровую
Да, в 2003 и 2006 году узбекская пресса активно писала, что Муйнак возрождается, что рядом с ним построят водохранилища, в котором разведут рыбу, и снова заработает рыбозавод. Хотелось бы верить, хотя в сентябре 2007 года никаких следов работы заметно не было. Разве что один из остовов кораблей зачем-то выкрасили в белый цвет: не то для каких-то киносъемок, не то просто для туристов. Но всё же сюда стоит приехать. Потому что город всё равно живет: и как напоминание о том, что может сделать человек с природой, и как напоминание, что такое человек вообще. Когда мы уезжали из Муйнака, мимо машины пробежали две девчушки. Шли из школы: узбекские дети с 1 класса сами ходят в школу, даже если она в соседнем городке. Советская школьная форма: коричневое платье, белый фартук, два огромных банта. Максимум — второй класс. Бежали в пыли вприпрыжку, смеялись и радовались. Честно могу сказать, тогда я узнал на собственном опыте, что такое надежда, надежда вопреки всему.
Древние крепости
Но мы — мы уезжаем. Не останавливаясь в Нукусе, едем в соседний хорезмский вилоят (область), в Хиву , чтобы оттуда продолжить изучение Каракалпакии. Ведь она знаменита не только Аральским морем. В 1930-х годах советский археолог
Первую проезжаешь уже по дороге в Хиву. По пути туда вас ждет очень странная картина: по левой стороне шоссе, буквально в нескольких сотнях метров от дороги, прямо в пустыне стоит… реактивный пассажирский самолет Як-42. Ни населенных пунктов, ни аэродрома вокруг нет. Некоторые водители расскажут вам легенду, что самолет забыли здесь на съемках какого-то фильма, однако на самом деле все гораздо проще. Проехать к самому самолету вам не удастся — он за ограждением. А на ограждении можно обнаружить табличку: «Тренировочный полигон спецназа».
А вот чуть дальше, по правой стороне шоссе Нукус–Турткуль, на одиноком холме стоит городище Шылпык, или
К остальным крепостям мы едем уже из Хивы. В «стандартный» тур входят
Но, пожалуй, самое большое впечатление, производит Аяз-Кала. Для того, чтобы побывать в ней, придется заехать в пустыню Кызылкумы. До нашего времени сохранились остатки двух городищ и двух цитаделей, возведенных на холмах на высоте 60 и 90 м одна над другой. Историки считают, что Аяз-Калу, скорее всего, никогда не использовали по прямому назначению. Более того, есть мнение, что по какой-то причине крепость не была достроена. Археологи не обнаружили здесь ни одного свидетельства обитания людей, зато нашли много заранее заготовленного, но неиспользованного строительного материала. С верхней цитадели открывается вид на соленое озеро Аяз-Куль, до которого около двух километров. А рядом с крепостями — две конкурирующие юрточные «потемкинские деревни» для туристов.
Конечно, «стандартный» тур по крепостям Хорезма — это очень мало. Зато — есть повод вновь сюда вернуться.