Подвиг Дамы Каракас
Современный Каркассон — совсем небольшой городок в провинции Лангедок-Руссильон (Languedoc-Roussillon), всего-то на 48 тыс. жителей. Первыми на этом месте обосновались вольски (Volques Tectosages) — одно из галльских (
О временах войны христиан с сарацинами есть несколько легенд, в том числе и о происхождении названия города. По одной из них, своим именем Каркассон обязан Даме Каркас — жене Балаака, арабского наместника. Во время похода против мавров Карл Великий (Carolus Magnus, Charlemagne, 747–814) подступил к стенам Каркассона и взял его в осаду, которая продлилась более пяти лет. К началу шестого года солдаты короля
Затем, узнав, что из еды в городе остались только свинья да мешок пшеницы, хитроумная женщина приказала накормить несчастное животное зерном и запустила его, как метательный снаряд, в лагерь осаждавших (можно, правда, предположить, что Каркас так распорядилась с продовольствием, потому что была мусульманкой и свинину не ела). Живот свиньи от удара о землю прорвался, и оттуда высыпалась отборная пшеница. Франки удивились такому расточительству, сделали вывод, что еды в Каркассоне «завались» и сняли осаду.
Правда, на этом история не закончилась. На радостях жители крепости принялись звонить во все колокола города. Отступающие франки услышали эти звуки, и оруженосец Карла Великого якобы сказал королю: «Carcas sonne!» («Каркас звонит!»). Но король только махнул рукой — так и появилось название города.
В реальности история имела другой финал: город был взят еще отцом Карла Великого Пипином Коротким (Pippinus Brevis,
«Чистые» еретики
Катары (от греческого слова katharos — «чистый») исповедовали одно из самых интересных еретических учений, вокруг которого до сих пор идут научные, как, впрочем, и ненаучные споры. Другое, не менее известное именование секты — альбигойцы. Оно происходит от названия расположенного неподалеку от Каркассона города
По одной из версий, учение катаров возникло под влиянием ближневосточных религий, которые могли проникнуть сюда с купцами или крестоносцами , возвращавшимися из Святой Земли. В нем действительно можно найти отголоски
Катары также осуждали институт семьи и рождение детей вообще, поскольку для них плотских грех так и оставался плотским грехом, не важно был ли он совершен в браке или нет, отрицали частную собственность и выступали за всеобщую трудовую повинность. Кроме того, альбигойцы отвергали все церковные обряды, практикуя особое таинство «утешения» — consolamentum. Оно одновременно выполняло функции и крещения, и причащения, и соборования. Но главным его отличием от таинств католической церкви было отвержение идеи Преосуществления — превращения хлеба и вина в плоть и кровь Христову (ведь для катаров Христос, как истинный Бог, был нематериален).
Постепенно учение катар распространилась на весь юг Франции . Папа римский
Эта смерть стала удачным предлогом, чтобы в следующем году Иннокентий III объявил крестовый поход против катаров. В историю он вошел под названием Альбигойских войн (1209–1229).
Альбигойский крестовый поход
В кампании участвовало около 500 тыс. крестоносцев — огромнейшая армия по тем временам. Они огнем и мечом прошлись по югу Франции, причем пострадали не только катары, но и добропорядочные католики, которым не повезло жить с отступниками в одних краях — карателям было недосуг разбираться, кого казнить. Именно к тем событиям относится знаменитая фраза аббата Арно Амори (
В 1209 году крестоносцы под командованием
Что касается Альбигойских войн, то после взятия Каркассона они бушевали ещё несколько лет. Активная фаза завершилась только после падения в 1244 году замка
Ересь альбигойцев оказалась достаточно живучей — церковь боролась с ней ещё сто лет после окончания крестового похода. Считается, что символическая точка в этом деле была поставлена в 1323 году. Тогда инквизиция сожгла главного катарского проповедника
Мирный Каркассон
Верхний, или Старый, город в Каркассоне расположен на холме над рекой Од. Его называют обычно «Сите». Он опоясан целыми двумя крепостными стенами общей протяженностью три километра, которые укрепляют 52 башни. Он-то и был свидетелем всех перипетий истории. А под холмом растекается Нижний город.
Внутренняя стена Сите более ранняя. В основном она была построена в XII веке. Затем, когда Каркассон отобрали у катаров, её не раз перестраивали. Но в ней до сих пор можно найти следы галло-римской кладки — в те времена крепость была построена из небольших камней, перемежаемых кирпичными поясами.
Внешнюю же стену Сите средневековым французам пришлось строить на чистом месте, уже без «помощи» галлов и римлян. Произошло это после победы над катарами, когда Каркассон стал центром одного из сенешальств (территории, управляемой королевским наместником). Эта стена не в последнюю очередь служила для обороны от жителей Нижнего города, которые далеко не всегда одобряли политику короля.
По первоначальному плану между двумя крепостными стенами Сите был сухой ров. Позднее его засыпали валом. Когда крепость потеряла свое значение и пришла в запустение, здесь обустроили свои лачуги бедняки, пока в середине XIX века власти города не произвели реставрацию цитадели. Теперь тут разбит бульвар, по которому гуляют туристы.
Современное Средневековье
Внутри стен верхней цитадели шумит настоящий средневековый город с его лавками и одетыми в старинные одежды горожанами. Все эти горожане давно работают в сфере обслуживания туристов, а лавки торгуют либо сувенирами, либо превращены в ресторанчики. Кстати, местные торговцы неназойливы и силком в лавки не затаскивают. При известном напряжении фантазии можно, побродив среди маленьких домиков, представить, как все это выглядело во времена катаров. Тем более, что изменилось действительно немного — даже автомобили тут не ездят.
Во время прогулки, если не слишком отвлекаться на магазины и еду, можно набрести на
Меня же больше заинтересовал настоящий дом инквизиторов — он совсем неприметно прячется среди своих более молодых и наглых соседей. Это настоящая постройка XIII века, и здесь действительно с 1233 года размещался инквизиционный суд — значит, катаров, прочих еретиков и ведьм судили именно под этой крышей. До XIX века дом был соединен специальным ходом с Башней Правосудия, где хранился архив инквизиторов — власти сделали все, чтобы у блюстителей чистоты веры, не слишком-то популярных среди горожан, была возможность пореже появляться на улице…
Другая достопримечательность — средневековый пересохший колодец. Когда-то в цитадели Каркассона было два десятка колодцев, но до наших дней дошло всего несколько, а в свободном доступе лишь один — зато, как утверждают, самый древний. С ним, конечно же, связано несколько легенд. Например, рассказывают, что во времена нашествия
Но больше всего в Старом городе впечатляет украшенная горгульями базилика Святого Назария и Святого Цельса (
И, наконец, в глубине средневекового города скрывается ещё одна крепостная стена. Это
Внутри графского замка — красивые башенки, стены и двор, крытые переходы и небольшой музей, тоже довольно любопытный. Здесь экспонируются надгробия с рыцарских захоронений,
Несколько любопытных достопримечательностей есть и в Нижнем городе, в который туристы попадают по массивному Старому мосту (Pont Vieux) XIV века. Расцвет Нижнего города пришелся на XVII–XVIII века, когда Старый город уже пришел в запустение.
К XVII–XVIII векам относятся несколько строений в Нижнем городе — например, часовня и здание коллегии иезуитов. Но есть и более древние — рынок, в центре которого когда-то стоял «позорный столб», суд сенешальства, несколько красивых частных особняков. А главное — собор Святого Михаила (
А потом «большая история» словно надолго забыла про эти места. Лишь в ХХ веке тут началось какое-то небольшое оживление: во время Первой мировой войны в Каркассоне содержались пленные немецкие офицеры, во Вторую мировую здесь находился немецкий штаб. И вдруг в послевоенные годы — в особенности, с появлением так называемого Нового религиозного движения (