Зачарованное место
Направляясь в Боровск на автобусе, не стоит ехать сразу до конечной. Иначе мы пропустим знаменитый
От Рощи до монастыря можно дойти минут за пятнадцать. Но лучше подходить к обители не с запада, а с юга. Тогда путь пройдет не по разбитой грунтовке, а по солнечному сосновому перелеску, которому никак не меньше двухсот лет. Метров через триста лес резко кончается, и ты оказываешься перед старым монастырским прудом, за которым поднимается белая стена обители с двумя мощными башнями XVI– начала XVII веков —
Эти башни и пруд многое повидали. Например, они помнят страшную резню, учинённую здесь поляками
Когда в Боровск вошло ополчение
На противоположной стороне монастыря стоит
А вот сын Ивана IV, болезненный и богомольный
Дионисий и Аввакум
Но, наконец, войдем в сам монастырь. Здесь много церквей, жилых и хозяйственных построек XVI–XVII веков, но обязательно посмотреть надо две. Это уже упомянутый главный монастырский храм Рождества Богородицы и храм
К сожалению, росписи Дионисия не сохранились. По неизвестной причине во времена Федора Иоанновича собор перестроили и расписали заново (1589). Есть версия, что царю не понравилась вольная трактовка художником некоторых евангельских сюжетов. Но каких именно — неизвестно.
Правда, в 1970-е годы реставраторами Рождественского храма была сделана уникальная находка. Когда вскрыли пол собора, оказалось, что под ним для прочности подложены блоки, выломанные из стен его предшественника. И на них были фрески Дионисия! Конечно, лишь фрагменты, но несколько ликов все же удалось собрать. Теперь они хранятся в
Бок о бок с главным храмом находится церковь Рождества Христова. В ней частично сохранилась роспись XVI века, выполненная в голубых тонах: Рождество Иисуса,
Колокольня собора, возносящаяся выше всех над монастырем, более поздняя — конца XVII века. Её возводили на деньги боярина
Однако Рождественская церковь знаменита не фресками, не изразцами и не часами. Главное — в её
В 1990 году Пафнутьев монастырь вернули церкви, и сейчас он известен своим святым старцем — семидесятилетним схимонахом
Город из церквей
До самого Боровска от монастыря пешком — минут тридцать. Идти лучше не по асфальтовой дороге — там очень пыльно. К тому же она делает большой крюк на север. Гораздо приятнее прогуляться вдоль быстро текущей Протвы, вдыхая запах скошенного сена. И вот, наконец, Коммунистическая улица, приглашающая нас в город.
Боровск, которому уже перевалило за 650 лет, стоит вдалеке от железной дороги и крупных транспортных магистралей. Но этим-то он и интересен: за последние полтора века в его облике почти ничего не изменилось. В советское время здесь не было возведено ни одного крупного здания из стекла и бетона, ни одной многоэтажки. Как и в XIX веке, на городских улицах ютятся деревянные подслеповатые домики в три окна, украшенные чудесными по тонкости исполнения наличниками, купеческие хороминки с кирпичным первым этажом и маленькие, как будто игрушечные, дворянские особнячки. Покосившиеся заборы, на которых повисли ветки-лапы столетних яблонь, дымящиеся трубы, куры, купающиеся в пыли… Но главное — храмы. Десять на крошечный, пятнадцатитысячный Боровск. До революции было ещё больше — четырнадцать (!).
Дело в том, что Боровск всегда считался одним из главных центров старообрядчества — в 1912 году его исповедовала половина горожан. Поэтому правительство старалось создать в городе как можно больше православных приходов, дабы противостоять влиянию
Православные же церкви Боровска гораздо старше: XVIII — первая половина XIX веков. Построенные в стиле
Правда, не всякий звон в городе весел. Есть в Боровске церковь Бориса и Глеба (1704), и вот что про нее рассказывают. Когда в город осенью 1812 года пришли французы, они устроили в этом храме конюшню. Но как-то раз ночью кому-то удалось открыть храмовые ворота, а лошадей увести. Французы долго разбираться не стали и пригрозили массовым расстрелом. Тогда вперед выступил местный купец по имени Тит, взявший всю вину на себя (легенда утверждает, что он был действительно невиновен). Его утопили в пруду, который до сих пор называется Титовым. С тех пор в дождливые ночи кто-нибудь да услышит траурный звон, доносящийся с храмовой колокольни.
Два Боровска
Но вот что уж действительно приводит в состояние измененного сознания, так это «параллельный Боровск» — творение местного художника
Издалека эффект присутствия полный. Года три-четыре назад пошла гулять история о том, что в картину Овчинникова «Плачущее небо под ногами», на которой изображена дорога в перспективе, въехал автомобиль: не разобрал водитель, что это стена. Художник говорит, мол, не было никогда такого, но на всякий случай подрисовал на картине заборчик.
Однако «параллельный Боровск» не только отображает действительность, пусть и столетней давности, но и создает новую. Например, на стене городской гостиницы Овчинников нарисовал мемориальную доску с надписью «Здесь останавливался
Все началось с диптиха художника — «
А потом началось. Адмирала