Между небом и людьми
Речь идет о Митре — древнем восточном боге, поклонение которому началось более 6500 лет назад, ещё во времена единства
Так Митра вновь обрел силу. Ему даже удалось загнать Ахримана в преисподнюю, после чего его начали чтить ещё и как божество, дарующее победу. С тех пор он защищал людские души от козней
Но, видимо, в какой-то момент почтение к божественному закону ослабло в сердцах азиатских владык, уступив место духовной лени. В 329 году до н. э. держава Ахеменидов рухнула под ударами
По прошествии некоторого времени в этих странах культ Митры отделился от зороастризма, превратившись в самостоятельную религию — митраизм. В нем Ахурамазда не переставал считаться верховным богом, но и он, и Амеша Спента явно отошли на второй план по сравнению со стражем божественного закона, которого здесь чтили по большей части как бога военных побед. Именно поэтому пираты из Киликии и доверили ему свою судьбу. Победа — что для них могло быть важнее? Как мы уже говорили, часть из разбойников после плена была поселена в Южной Италии. В столицу Римской империи митраизм проник, судя по всему, именно оттуда.
Проза прагматизма
К сожалению, мы не располагаем источниками, которые могли бы дать представление о судьбе нового культа в стенах Вечного города на рубеже новой эры. Но уже в эпоху Нерона (Nero Claudius Caesar Augustus Germanicus, 37–68), который и сам был митраистом, многие граждане Рима охотно воздавали почести иранскому богу. Тем не менее в масштабе империи культ Митры распространили не столичные жители, а солдаты. В середине I века римские войска под командованием Гнея Домиция Корбулона (
Культ Митры как нельзя лучше подходил суровым римским легионерам, ценившим верность долгу и относившимся к победам, как к наградам за преданность заветам предков. Как известно,
Вообще, латиняне всегда нуждались в духовном поводыре. Сначала это были этруски , научившие римлян общаться с богами через гадания, потом греки, подарившие свою
Римляне почитали как высшую ценность государство и общественное благо. Соответственно, религия прагматиков была ориентирована именно на них, а не на личность. Боги в глазах римлян служили, в первую очередь, источником процветания сначала республики, потом — империи: внутренний мир верующего был небу не интересен. Да и не было для римлянина в богах никакой загадки: такие же люди, только с большими возможностями. У греков этот духовный вакуум компенсировался
И надо сказать, что римляне как люди, которых всегда отличала крепкая психика, долгое время вполне комфортно существовали даже в таком ограниченном духовном пространстве. Ментальный кризис дал о себе знать только во II веке до н. э. Государство росло на восток, и на фоне культов, развитых в подлунных странах, римская религия выглядела особенно прозаичной. Все больше и больше жителей империи начинали интересоваться мистическими культами древних народов —
Охотник на священного быка
Римские митраисты полагали, что первоначалом бытия было бесконечное, бесполое и бесстрастное Время, отождествляемое ими с
Первым испытанием для Митры стала поимка священного быка — первого земного существа, созданного Юпитером. Преодолев все трудности, Митра выполнил задание и притащил тяжеленное животное к себе в пещеру. Но бык убежал, и Юпитер повелел заколоть его. Митра подчинился воле родителя с неохотой, но тем не менее сделал все, как тот хотел. Он нагнал быка и вонзил ему в бок нож. В тот же миг из тела жертвы произросли все травы и деревья (кроме ядовитых, которые создал Плутон), а из его спинного мозга — пшеница, из крови же поднялась виноградная лоза.
По небу вверх и вниз
Изначально Митре поклонялись в пещерах, символизирующих то место, где он родился. Храмы стали возводить позже, но и их интерьер должен был воспроизводить замкнутое пространство внутри скалы. Над входом в святилище возводили здание с
В митраистком культе существовало семь ступеней посвящения. Достигнув последней, адепт получал все необходимые знания для успешного прохождения испытаний, ожидающих его после смерти. Митраисты считали, что существуют семь небесных сфер, каждой из которых управляет одна из планет. Над последней из них находится эмпирей , некое пространство, озаренное сиянием, где пребывают души. По воле
Однако даже души праведников, пересекая границы сфер, представали перед ангелами, охранявшими вход. И только посвященный знал магические формулы, после произнесения которых стражники разрешали ему двигаться дальше. Проходя уровень за уровнем, душа возвращала планетам все те качества, которыми они когда-то наделили её. И в конце концов вновь попадала в эмпирей, для того чтобы обрести блаженство, погружаясь в созерцание сияния божественной красоты. Если же душа не могла перейти на какой-то уровень, она становилась призраком, обреченным на бесприютные скитания по земле. Но её страдания имели свой предел. В назначенный срок должен был настать конец времен. На земле вновь появится чудесный бык, которого Митра снова убьет ради того, чтобы воскресить во плоти всех умерших. На последнем суде верховный бог отделит угодных ему (в том числе и не прошедших небесные сферы) от не угодных. Последние вместе с Плутоном-Ахриманом погибнут в мировом пожаре, посланном с небес.
Морок божественного плагиата
Итак, воскресение во плоти, последний суд и грядущее царство праведников — параллели с христианством здесь очевидны. На самом деле их ещё больше: празднование 25 декабря как дня рождения Митры, почитание седьмого дня недели, омовение при посвящении в таинства (крещение), нанесение священного знака на лоб (
Однако на такой вывод был бы чересчур поспешным. Дело в том, что ритуалы, сходные по форме с крещением, причащением,
И тем не менее до сих пор поражают воображение слова, сказанные
Однако социальная база христианства была шире. Оно не только чтило долг и справедливость, как митраизм. Христианство предлагало то, чего не могла дать ни одна античная религия — милосердие и прощение, которые нужны всем и всегда. Митра был справедлив, но беспощаден к тем, кто по какой-то причине переступил порог греха. Христос же ради грешных принял смерть. Кроме того, митраизм был исключительно мужской религией, к женским мольбам бог был равнодушен. В христианстве же женщины играли очень важную роль. Многие римские аристократы стали христианами именно под влиянием своих жен.
Есть и другой момент. Как мы помним, Митра был богом, посылающим военный успех тем, к кому был благосклонен. Соответственно, все те многочисленные поражения, выпавшие на долю римской армии в эпоху заката империи, воспринимались как богооставленность. Митра в глазах прагматичных римлян перестал быть «полезным». Это доказал разгром армии митраиста
Христианство было привлекательно и для интеллектуалов. Богословие митраизма было очень слабым. В то же время христианская
Наконец, стоит сказать и о христианской стратегии исключительности. Христиане не признавали никакого другого Бога кроме своего и были готовы стоять на этом до конца. Античные же религии, готовые принять богов из других пантеонов, не были приучены к борьбе, что сделало их беспомощными. С начала IV века митраизм сдает все свои позиции столь же стремительно, как когда-то захватывал их. Последней его надеждой стал император