О походе новгородцев и карелов на Сигтуну 1187 года написано не так много. Однако сам факт военной экспедиции заслуживает особого внимания. Грозные норманны, наводившие страх на Европу, были посрамлены и разбиты неизвестным восточным народом. Под командованием Новгорода вассальные городу карелы совершили набег на столицу Швеции Сигтуну, разграбили ее и сожгли, нанеся огромный урон скандинавской монархии. Считается, что одним из трофеев новгородцев стали массивные бронзовые ворота, позже установленные на западной стороне Софийского собора в Великом Новгороде.
История с походом на Сигтуну, открываемая заново, показывает, что мы имеем смутное представление о могуществе русских до монголо-татарского нашествия. Если проанализировать некоторые события тех времен, становится ясно, что русские княжества, невзирая на раздробленность и междоусобные распри, были сильным игроком на европейской арене.
В русских летописях материалов о походе на Сигтуну нет, все сведения берутся из шведских хроник. Поэтому путаница существовала даже относительно участников похода: кто-то приписывал его карелам, кто-то — эстам, кто-то — финнам, а кто-то — новгородцам или всем этим народам вместе взятым. Историки, описывавшие те события, упоминали поход вскользь, не вдаваясь в подробности.
Понятно, что шведам не слишком приятно описывать историю национального унижения, тем более поражение, нанесенное Россией — варварской Россией, с которой столетиями шла упорная борьба. Однако существует несколько основательных трудов, проливающих свет на эти события. Опираясь на исследования Августа Христиана Лерберга и Андреаса Иоганнеса Гиппинга, а также статью «Сигтунский поход 1187 г.» историка Игоря Шаскольского, мы продолжим наш рассказ.
Civitas magna Sictone («Город великий Сигтуна»)
В норманнскую эпоху (X–XI века) центром Швеции являлся город Бирка. Позже Бирка пришла в упадок, и примерно в начале XI века ее значение стало переходить к Сигтуне, основанной неподалеку.
Выгодное географическое положение быстро сделало город крупнейшим портом государства. Сигтуна имела удобные связи со всеми внутренними районами Швеции. Суда ее купцов достигали Новгорода и Германию, Поморья и Дании, а может и более далеких стран. По крайней мере, Сигтуна упоминается в трактате арабского географа аль-Идриси (XII век) из Марокко.
Шведские короли обратили внимание на богатый город как источник доходов для укрепления власти. В XI веке именно отсюда началось распространение в Швеции христианства. Интернациональный город купцов и мореплавателей быстро принял новую религию, а потом его доходы не раз помогали короне бороться с язычниками, яростно отстаивавшими традиции предков. И хотя чуть позже католический епископ переехал из Сигтуны в Упсалу, город по-прежнему оставался сильным религиозным центром.
Все эти сведения дают понять, какой важной была Сигтуна для Швеции, и каким ощутимым был для страны удар, который нанесли по столице наши предки.
Какие интересы в Сигтуне имел Новгород? Самые обширные. Как мы помним, новгородцы вели интенсивную торговлю через Балтийское море. Разумеется, не могли они обойти вниманием и этот город. В Сигтуне была русская община. Археологи находят здесь черепки керамики с характерным славянским орнаментом. Такую посуду — дешевую и ломкую — изготавливали явно не для продажи в другие страны. Скорее всего, керамику производили для местных купцов русские мастера, жившие при большой и шумной торговой общине.
Археологи считают, что одна из средневековых церквей (скорее всего, речь идет о соборе Святого Николая) в Сигтуне была православной. Значит, русское поселение было столь влиятельным, что имело собственный храм.
Интересно, что принцесса Ингигерда из Сигтуны, дочь шведского короля Олафа Шетконунга, вышла замуж за Ярослава Мудрого, приняв в крещении имя Ирина. Она стала одной из самых влиятельных женщин Руси XI века. Ирина причислена к лику святых и почитается как святая Анна Новгородская.
Историки склонны считать Сигтуну главным транзитным пунктом новгородских купцов, направляющихся в Западную Европу. Влиятельный город обладал сильным флотом и мог собирать с русских торговцев немалые пошлины. Разумеется, с экономическим и военным развитием Новгорода две торговые столицы рано или поздно должны были вступить в противоборство.
На кону — контроль над Балтикой
Итак, причина похода на Сигтуну более чем ясна — Новгород стремился к гегемонии на Балтике. Можно предположить, что захват Сигтуны 1187 года — стихийный поход варварского народа карел, организованный только ради грабежа. Но учитывая наличие серьезных политических предпосылок и тот факт, что карелы в то время были вассалами Новгорода, трудно отрицать, что на самом деле Сигтунский поход был детально спланированной военной операцией.
Есть тому и другие подтверждения. Сигтуна слишком хорошо охранялась, чтобы ее можно было взять стихийным набегом. С севера город защищали непроходимые болота, с востока — два могучих замка-форта, а от Балтийского моря город отделяла запираемая цепью гавань. Прорваться через укрепления мог лишь сильный флот, несущий к тому же большой десант, способный высадиться на сушу и вступить в борьбу с многочисленным гарнизоном.
Исходя из этого, сложно представить себе «случайную» атаку на город — очевидно, что план похода долго и скрупулезно разрабатывался. Кто же, как не новгородцы, прекрасно знавшие Сигтуну и постоянно там бывавшие, могли провести военный инструктаж карел?
Современные исследователи уже отвергли идею участия эстов или финнов в походе. Эти народы вписала позднейшая молва, перепутавшая в народном сознании все восточные народы Балтийского моря, с кем войска Швеции когда-либо вели войны. Древнейший источник, в котором упоминается поход — Хроника Эрика — четко указывают на участие карелов, намекая на стоящих за их спинами новгородцев, управлявшим походом и осуществлявших военный, так сказать, «консалтинг».
В этом повествовании, писавшемся в 1320-х годах, сказано: «Швеция имела много бед от карел и много несчастий. Однажды у них появилось такое желание, что они сожгли Сигтуну, и жгли все настолько до основания, что этот город уже [больше] не поднялся. Ион архиепископ был там убит, этому многие язычники радовались, что христианам пришлось так плохо, это радовало землю карел и руссов».
Карелы еще в X–XI веках для защиты от нападений викингов создают мощную систему укреплений. Торговые связи карелов с Новгородом постепенно переросли в военный союз. Кстати, еще позже, в 1198 году карелы с новгородцами захватили и разграбили опорный пункт Швеции в Финляндии город Або.
По мнению Шаскольского, в походе на Сигтуну карелами двигало не только желание разграбить богатый город, но и конкретные обиды. Скорее всего, сигтунские корабли мешали им вести промысел в Балтийском море. Исходя из этого, карелы не только выполняли политическую волю сюзерена-Новгорода, но и имели с русскими общие интересы.
И вот, в августе 1187 года огромный флот прибыл с востока Европы и обрушился на Сигтуну, в упорной схватке разбил охраняющие город суда, выбросил десант, который прорвался внутрь и уничтожил отчаянно сопротивлявшуюся охрану. Сигтуна была полностью разграблена, сожжена, и в своем былом величии никогда больше не возродилась. Сейчас это небольшой город с населением порядка четырех тысяч человек. Политическое влияние Сигтуны отошло к основанному в 40 км от нее Стокгольму.
Участвовали ли сами новгородцы в походе?
До сих пор неясно, участвовали ли новгородские войска в атаке Сигтуны. Дипломатическая роль города в организации похода понятна, однако ли было прямое вторжение? В принципе, данный вопрос не так важен, ибо карелов в том случае необходимо рассматривать как действующих лиц новгородской государственности.
Всех противников в хрониках называют «pagani» — язычники. Как написано в шведской хронике из францисканского монастыря в Висбю: «В лето господне 1187 года сожжен город Сигтуна язычниками». Под этот термин подходят как язычники-карелы, так и православные новгородцы — всем известно, как католики относились к ортодоксам в то время. Поэтому историкам приходится в каком-то смысле фантазировать, строить гипотезы и предполагать.
Мы уже писали об очевидном новгородском влиянии на разработку плана операции. В XII веке — веке мечей и луков, феодальных дружин и племенных орд — сложно представить себе, как можно было контролировать ход операцией удаленно. Представим себе, что новгородцы сказали карелам «как нужно действовать», а те следовали четкому плану — верится с трудом, не правда ли. Скорее всего, при войске карел присутствовали новгородские воеводы. К тому же Сигтуна имела мощные укрепления, стало быть, должны были присутствовать опытные инженеры, способные эти фортификации разрушить.
После разрушения Сигтуны торговые связи между Новгородом и Швецией были нарушены. Уже весной 1188 года шведы арестовали новгородских купцов на Готланде (этот остров был важным пунктом транзитной торговли на Балтике). В ответ новгородцы перестали ездить через Готланд. По мнению Шаскольского, за это время они научились вести «заморскую» торговлю, обходясь без посредничества Готланда. Через 13 лет было подписано новое соглашение — на условиях Новгорода.
Ворота действительно из Сигтуны?
Кстати, с самими вратами история весьма и весьма неясна. Большинство историков считает сюжет с их захватом легендой. Впрочем, если вернуться назад, нашим доводам это никак не вредит — даже если врата на самом деле не из Сигтуны, откуда же еще мог пойти сюжет о сигтунских трофеях? Стало быть, оттуда, что новгородцы участвовали в разграблении шведской столицы?
О месте и дате создания врат свидетельствуют изображения магдебурского епископа Вихмана и плоцкого епископа Александра. Врата были изготовлены в 1156 году в Магдебурге, являвшемся крупным центром художественного ремесла средневековой Германии, видимо, по заказу из Плоцка. Затем викинги похитили врата и установили их в соборе Сигтуны. И уже оттуда они перекочевали в качестве почетного трофея в Новгород. Их могли вывести с собой разве что новгородские дружинники, которые входили в город с карелами и брали свою часть добычи.
Ворота пролежали внутри храма в разобранном виде до XIV века. Новгородский мастер Авраам отлил еще несколько пластин и собрал шедевр западных мастеров заново. Кстати, Авраам поместил свое изображение рядом с портретами немецких литейщиков Риквина и Вайсмута. С тех пор ворота украшают западный портал собора.
Есть еще один интересный момент. Если обратить внимание на главные ворота храма — Корсунские (в настоящее время установлены внутри собора. — Прим. ред.), изучив те, видно, что они обладают большим количеством признаков военного трофея. Такая добыча могла быть захвачена только в одной из войн с католическим государством Европы.
Однако прямой связи с Сигтуной здесь опять нет — помимо Сигтуны новгородцы совершили еще три похода в Европу — они брали Або в 1198 и 1318 годах и Дерпт в 1262 году — а, значит, могли привести врата оттуда. И хотя отдельные моменты орнамента данных ворот имеют связь с культом святого Зигфрида, почитавшегося в Сигтуне, этот момент не является безусловным доказательством их сигтунского происхождения.
Зато на основе этого историки выводят любопытную теорию происхождения Сигтунских врат. Есть версия, будто сначала Сигтунскими назывались именно Корсунские врата, захваченные в одной из войн со шведами. Что касается ворот бокового придела — нынешних Сигтунских, — это название приклеилось к ним потом, а на самом деле их купили в Византии в XII веке.
(По названию Корсунских врат, предположительно привезенных из Византии и когда-то действительно бывших главными (сегодня они установлены внутри собора) даже получила название западная паперть собора. А затем, когда здесь появились Магдебургские врата, они переняли название Корсунских. Таково еще одно бытующее объяснение исторической путаницы. — Прим. ред.)
Так или иначе, все эти неясности только подогревают интерес туристов, тысячи которых каждый год съезжаются в Новгород из разных уголков России, да и всего мира, чтобы взглянуть на удивительный памятник старины.
Материал опубликован в августе 2010 в проекте «Телеграф Вокруг света», частично обновлен в марте 2024