В XVII–XVIII веках правители Японии проводили жёсткую политику изоляции от внешнего мира. Боязнь последствий распространения христианства долгое время заставляла японскую аристократию отказываться даже от использования новейших военных технологий, созданных западной цивилизацией — лишь бы не вступать в контакт с европейцами и их культурой. Была ли оправданна такая политика? Однозначно ответить трудно. По крайней мере, крупнейшее восстание японских крестьян, разгоревшееся на полуострове Симабара в 1637–1638 годах, проходило как раз под знаменами Христа .
Философия кунжутного семени
Восстание вспыхнуло во владениях даймё (князя) Мацукура, на самом юго-западе острова
Однако Мацакура был убеждён, что крестьяне подобны кунжутным семенам: чем сильнее давишь, тем больше масла. Решив построить для себя новую резиденцию (замок Симабара), он в дополнение к обычной продуктовой подати ввёл и новые налоги. В результате в провинции начался голод. Осенью 1637 года сельское население в этих краях было вынуждено питаться соломой и морскими водорослями.
В отчаянии некоторые смельчаки пытались скрывать запасы риса, чтобы спасти себя и свои семьи. Дабы преподать урок населению, местные власти периодически устраивали экзекуции над теми, кто посмел идти против воли даймё. Для этой цели во владениях Мацукура, как правило, применяли наказание под названием «пляска мино». Жертве связывали за спиной руки, а на тело надевали соломенную накидку-дождевик с длинными широкими рукавами, которую японцы называют мино . Накидку крепко привязывали к шее и туловищу приговоренного. После этого солому поджигали, и человек превращался в живой факел. Для того чтобы провинившийся горел поярче и сильнее устрашал своими воплями и метаниями односельчан, накидку предварительно натирали ламповым маслом. После такой экзекуции выживал далеко не каждый.
У должников же могли взять в заложники членов семьи. В случае непогашения недоимок в условленный срок жену или дочь преступника начинали пытать — подвешивать вниз головой, жечь раскалённым железом, сажать в яму со змеями или ледяной водой.
Однако не только физические репрессии довели до крайности местных крестьян. Необходимо учитывать, что остров Кюсю и близлежащие к нему острова Амакуса в то время были населены преимущественно христианами. Христианство исповедовал даже предшественник Мацукуры, владевший этими землями, —
Бамбуковый занавес опускается
Христианство пришло в Японию в середине XVI века, когда вместе с торговцами в Страну восходящего солнца поспешили католические миссионеры —
Христианами становились как простолюдины, так и князья. В религии кириситан их привлекало, во-первых, отсутствие нескончаемой буддийской
Впрочем, мирный период христианского проникновения в Японию продлился относительно недолго. В первую очередь, этому поспособствовала религиозная нетерпимость, присущая католицизму эпохи
К концу XVI века в Японии сформировалась сильная прозападная партия, состоявшая из князей-христиан. Они быстро богатели на торговле с единоверцами и часто отказывались платить налоги центральным властям, рассчитывая отстоять свою независимость с помощью заморских союзников и собственных армий, вооружённых европейским оружием. В нарушение
Центральная власть понимала, что христианство может способствовать превращению государства в европейскую колонию. В 1587 году объединитель страны
Но вот прошло девять лет, и в Японию на корабле «Святой Филипп» прибыло посольство короля Испании . На судне, помимо дипломатов, находилась также францисканская миссия. Местные власти были вполне дружелюбны с послами, позволив им поселиться в
Между тем, испанцы, стремясь расположить к себе Тоётоми Хидэёси, пригласили его осмотреть свой корабль. Однако поставленной цели они не достигли: после экскурсии один из приближённых Хидэёси рассказал своему господину, что испанский капитан якобы проговорился ему, будто очень скоро на таких же парусниках вслед за миссионерами приплывёт множество солдат, которые сделают Японию испанской колонией.
Нет никаких оснований полагать, что капитан мог говорить подобное. Скорее всего, приближенного Хидэёси подговорили некие третьи лица — рассуждая по принципу qui bono, можно заключить, что провокацию устроили протестанты — вероятнее всего, голландцы. Они занимались только торговлей и не вели в Японии никакой религиозной пропаганды. Умело воспользовавшись этим «преимуществом», голландцы в конце концов сумели устранить с рынка своих главных конкурентов — Испанию и Португалию .
Реакция правителя была вполне предсказуемой: арестовали двадцать шесть человек, имевших отношение к францисканской миссии — как испанцев, так и японцев. Все они были распяты на крестах в
Понравилось бы испанцам, если бы к ним для проповеди своей веры прибыли японцы, смущая и нарушая мир и спокойствие в обществе, разве понравилось бы это вам как хозяину страны? Разумеется, нет, поэтому вы можете понять, почему я так поступил.
В 1614 году
Под знаменем Мессии
Восстание началось 17 декабря 1637 года. Поводом для выступления крестьян послужил арест и казнь группы тайных последователей Иисуса. Пламя мятежа быстро охватило остров Кюсю, а затем распространилось через проливы на острова Амакуса. Повстанцев возглавили
На первых порах повстанцы почти не имели настоящего оружия. Ведь, согласно указу 1588 года об «Охоте за мечами», сельским жителям под страхом смертной казни было запрещено держать дома не то что мечи — даже стальные ножи. Но вскоре ситуация изменилась.
Правитель Нагасаки Терадзава Хиротака, пославший в провинцию карательный отряд в 3000 копий, явно недооценил противника. Он и его советники были абсолютно уверены, что солдаты легко разгонят шайку голодранцев, вооружённых сельскохозяйственным инвентарём. Благодаря такой беспечности и грамотным действиям повстанческой армии карательный отряд 27 декабря 1637 года угодил в ловко устроенную мятежниками засаду. В итоге в Нагасаки вернулось лишь двести человек из всего войска. Теперь у повстанцев появились и трофейное оружие, и снаряжение. К тому же через миссионеров армия христиан стала получать от европейских купцов
Возглавил восставших шестнадцатилетний юноша Амакуса Сиро. Позднее он взял себе христианское имя Хиэронимо (Иероним). Большинство фактов его биографии не имеют документального подтверждения. После подавления мятежа победители постарались уничтожить любое напоминание о вожде христианской армии: все родственники и сподвижники Сиро были убиты, а бумаги восставших погибли под горящими руинами замка Хара, за стенами которого они держали последнюю оборону.
Достоверно известно только то, что молодой человек был сыном самурая, принявшего христианство и удалившегося в деревню. Далее начинаются легенды. Так, некоторые предания утверждают, будто юный герой, не получив в детстве систематического образования, тем не менее каким-то чудесным образом приобрёл серьёзные знания. Другая легенда рассказывает о том, как двенадцатилетний Амакуса устроился на службу к китайскому торговцу. Вместе с ним он прибыл в Нагасаки, где случайно попался на глаза известному прорицателю, умевшему читать судьбы людей по их лицам. И якобы прорицатель, увидев юношу-слугу, был поражён: как человек со знаками великого будущего на челе может довольствоваться столь скромной участью? Ходили слухи и о чудесах, совершаемых Амакусой. Например, поговаривали, что он умеет ходить по воде и понимает язык птиц. Впрочем, в странах Дальнего Востока подобные легенды окружают мистическим ореолом не один десяток исторических личностей. Но как бы там ни было, большинство восставших действительно считали Амакусу Сиро Мессией, который поможет измученным крестьянам построить общество справедливости.
Однако историки полагают, что своими победами восставшие были обязаны не столько сверхвозможностям своего предводителя, сколько знаниям и опыту самураев, примкнувших к мятежу.
Христиане против христиан
Ещё одной причиной первых успехов христианской армии были нерасторопность местной администрации и затруднения с передачей информации. Если бы провинциальные власти вовремя доложили в столицу о сложившейся обстановке, то сёгун Токугава Иэясу смог бы оперативно собрать силы для подавления восстания в самом его начале. Но нужные сведения добрались до ставки главнокомандующего в Эдо (современный Токио ) только через две недели, и столько же времени требовалось на то, чтобы связной офицер доставил приказ правителя к месту событий. А пока наверху решали, что предпринять против бунтовщиков, те разбивали по одному относительно небольшие воинские подразделения, посылаемые против них из ближних провинций.
Когда же на театр военных действий всё-таки прибыл из центра мощный отряд под командованием генерала Итакура Сигэмаса, восставшие уже укрепились в заброшенном замке Хара. Несмотря на то что морские ветра и оползни нанесли некоторый ущерб старым стенам, крепость идеально подходила для длительной обороны против превосходящих сил противника. С трёх сторон она была окружена морем и прикрыта высокими скалами. Подобраться к стенам крепости можно было только по открытой заболоченной местности. На этом участке штурмующие становились отличными мишенями для стрелков. По некоторым данным, правительственные войска потеряли при осаде Хара более десяти тысяч солдат, несколько старших офицеров, включая командующего, который 14 февраля 1638 года в припадке ярости лично возглавил штурмовую колонну и был убит.
И сегодня многих специалистов поражают высокий боевой дух и продуманные действия осаждённых. Несмотря на то что гарнизон замка постоянно таял — вначале вследствие боевых потерь, а позднее из-за голода и болезней, — повстанцы несколько месяцев успешно отражали все атаки. В марте 1638 года под стены христианского «
Исход противостояния в пользу правительственных сил во многом решили… пушки христианского корабля «Рип». По просьбе японских властей управляющий торговой миссией
Впоследствии, после подавления восстания, когда власти страны под страхом смерти запретят любым иностранным судам приближаться к японским берегам, исключение сделают только для прагматичных голландцев. За оказанную помощь в уничтожении симабарских христиан голландцам будет пожалован искусственный остров