Чтобы быть в курсе
Первые достоверные сведения о подобиях современных газет в
До эпохи «Acta diurna» новости в империи передавались устно или в письмах. Классическим примером подобного обмена информацией служит переписка Марка Туллия Цицерона (Marcus Tullius Cicerо, 106–43 до н.э.) с его другом
Новости с городских стен
В поисках интересных сведений Руф и его помощник регулярно обходили те улицы Рима , где на стенах домов пестрели альбумы (от латинского albus, -a, -um — «белый») — места для частных объявлений-граффити. Большей частью это были коммерческие предложения и реклама, вроде таких:
Продается молодой раб. Прекрасно слышит и видит, в пище воздержан и неприхотлив, честен и поведения покорного.
Полиния, дочь Лентула, сдает в аренду таверну со всей утварью. Кому требуется, пусть придет в дом Лентула и спросит там старшего раба.
Место под альбум мог предоставлять любой римский гражданин, дом которого имел стены, но, правда, с санкции муниципалитета. Получив же таковую, счастливый обладатель «рекламной площади» должен был только делать положенные взносы в городскую казну да «стричь купоны», устанавливая плату за каждое граффити, в зависимости от его актуальности.
Назначенную под альбум стену, выходящую на улицу или площадь, тщательно покрывали белой известью, потом разделяли на равные прямоугольники, в каждый из которых можно было вписать углем или краской любой текст, какой требовался. Стоимость места для надписи указывалась тут же, на стене: угольные граффити стоили меньше, чем выполненные яркой краской. На бойких местах плата за надписи, естественно, была выше. С держателем альбума рекламодатели заранее оговаривали срок, в течение которого их объявление было бы доступно для внимания публики.
Потом стена снова забеливалась, расчерчивалась и предоставлялась в распоряжение всем, кто хотел донести свою информацию до глаз римских граждан. Наносить граффити где попало, не разрешалось, о чем, словно в насмешку над здравым смыслом, оповещали специальные надписи, начертанные по приказанию городских властей:
Запрещается наносить надписи здесь. Горе тому, чье имя будет упомянуто здесь. Да не будет ему ни в чем удачи.
Роды на публике
Вторым источником информации для Целия Руфа были уже упомянутые нами «Acta diurna». Их вывешивали на стенах зданий, в которых помещались государственные службы. Сбором сведений для «Дел» и их изданием занимались специальные чиновники — далекие предшественники репортеров и редакторов. В Риме они звались нотариями и актуариями. Их покровительницей считалась
В «Делах» непременно сообщалось о самых ярких и актуальных речах, произнесенных в Сенате, а также о судебных разбирательствах. В неофициальных рубриках этой протогазеты публиковались описания разных путешествий, составленные со слов тех, кто прибыл в Рим издалека. Так же большим успехом пользовались известия о театральной жизни, выставках, травлях зверей и гладиаторских боях.
Помимо общих новостей «Acta diurna» предоставляли информацию о смертях и рождении детей в семьях горожан. Этот раздел был чрезвычайно важен для римской бедноты. Согласно
Не брезговали они и хроникой происшествий, которая давалась сплошным текстом:
В четвертый день перед апрельскими
Вскоре после «Повседневных дел» появились и первые «селебрити» — часто упоминаемые персонажи. Например, во времена императора Октавиана Августа (Gaius Iulius Caesar Octavianus, 63 до н.э. – 14 н.э) в Риме бушевала распря между разными кланами любителей театрального искусства. Тогда властителями дум поклонников
Разрыв между былыми товарищами прошел весьма болезненно, со скандалом и распрей во время дележа общего театрального имущества. Не оставшиеся равнодушными зрители тоже раскололись на два лагеря — «пилладистов» и «бафилитов». Приверженцы этих двух школ вели себя в театре в точности как нынешние футбольные фанаты, и между враждующими группировками возникали настоящие побоища, отраженные хроникерами «Acta diurna», не раз отмечавшими, что дело доходило до крови.
Голоса погибших городов
К стенам, на которых вывешивались «Повседневные дела», неизменно сходились любители свежих новостей, чтобы почитать, обменяться мнением, прокомментировать и дополнить написанное «сведениями из надежных источников». Рядом находили свой заработок частные переписчики, которые по просьбе желающих копировали «Acta diurna» (полностью или выборочно, по желанию заказчика). Так постепенно сложился целый промысел, приносивший порядочные доходы. Некоторые римские семьи даже специально обучали смышленых рабов грамоте, каллиграфии и скорописи, дабы те потом приносили своим хозяевам доход в звонкой монете.
Популярность списков с римских «Acta diurna» была невероятно велика — они тысячами расходились во все концы громадной империи, опоясывавшей Средиземное море. Позже, подражая столице, в провинциях стали заводить свои «Acta diurna», содержание которых пользовалось ничуть не меньшей популярностью. И так же, как в столице, целые когорты переписчиков располагались у стен с новостями, предлагая свои услуги всем желающим и перенося на папирус или пергамент фрагменты текстов.
Впрочем, провинция провинции была рознь — одно дело
За шесть дней до апрельских
сообщала одна из цирковых реклам.
Прохожий! Пройди до двенадцатой башни. Там Скрипус держит винный погребок. Загляни туда. До встречи, —
коварной сиреной манил к себе душевный кабатчик, подкрепляя этот призыв стишками, смысл которых сводился к тому, что в его заведении сможет промочить горло даже тот, кто имеет всего только один
Рыбаки! Выбирайте эдилом Попидия Руфа!
Прошу чтобы вы сделали эдилом Модеста! —
пестрел лозунгами политический раздел. Там же один из претендентов утверждал:
Я буду честно заботиться о городской казне.
Помпейские дамы, лишенные, как и в остальной империи, права голоса, но не оставшиеся в стороне от азарта предвыборной лихорадки — некие Статия и Петрония — считавшие, что лучшим избранником будет некий Казелий, в настенной надписи свое мнение формулировали так:
Может ли когда-нибудь отыскаться гражданин, ещё более достойный должности эдила, нежели Казелий! Он будет отличным эдилом: даст великолепные праздники.
В политической активности помпейским матронам не уступали и девицы из домов терпимости, которых в городе было немало. Правда, свои имена они скрывали, но зато их прозвища были известны всем, и на стене одного из «веселых домов» осталась надпись: «Маленькое сердечко предпочитает Клавдия». Такие бесплатные рекламы на «собственных» стенах были щедрым пожертвованием в пользу кандидата. А вот один из самых дорогих альбумов принадлежал популярному кондитеру и булочнику Генелию Инфанцию. Посетителей в его лавке всегда было хоть отбавляй, соответственно, граффити на ее стенах попадались на глаза очень многим, а потому и цена рекламного места у Инфанция была весьма кусачей.
Перерыв в двенадцать веков
Но прошло несколько веков, и Римская империя впала в состояние перманентного кризиса — состояние, когда средства массовой информации раздражают власть предержащую, как быка — красная тряпка. Последние сведения о существовании рукописных листов с известиями и объявлениями относятся ко временам правления императора
Для их сбора в каждом богатом городском семействе держали специального слугу — ловкого паренька с хорошей памятью и наблюдательностью, умеющего к тому же занимательно рассказывать. Этот слуга должен был с утра пораньше идти в город, прежде всего на рыночную площадь, где собиралось много всякого люда, и каждый был не прочь почесать языком. Собиратели новостей чутко прислушивались к болтовне лакеев, дворецких, кухарок и прачек, служивших в богатых домах. О том, что творится в окрестностях, такие посыльные узнавали от крестьян, привозивших в город сельские товары. А о том, чем живут далекие земли, — от приезжих купцов и их приказчиков.
Бумажные средства массовой информации в Европе вновь появились только