Чарльза Саатчи называют величайшим коллекционером Великобритании , самым успешным арт-дилером нашего времени и королём рекламы. Ему прощают дерзкие выходки, неприязнь к журналистам, и считают провидцем XXI века. Более 30 лет назад Саатчи занялся коллекционированием , и в его художественной галерее один скандал сменяет другой.
Если кого и можно отнести к «selfmade» персонам, так это Чарльза Саатчи. История его успеха удивительна. Саатчи не жалует журналистов и прячется от фоторепортёров, поэтому о подробностях его биографии известно немногое. Рождённый в 1943 году в Багдаде в еврейской семье и выросший в Лондоне , Чарльз со своим младшим братом Морисом основал в 1970 году рекламное агентство «Saatchi & Saatchi».
Бизнес как искусство
Начав работать с нуля, братья построили настоящую рекламную империю. Их рекламные ходы были вызовом обществу и времени, а креативные решения переворачивали представления обывателя с ног на голову. Так в 1970 году, работая по заказу Совета медицинского просвещения Великобритании в рамках кампании по пропаганде контрацепции, Саатчи изобразили на плакате мужчину с большим животом, а ниже надпись: «Ты был бы осторожнее, если бы беременел сам?».
Неудивительно, что в 1979 году предвыборная кампания Маргарет Тэтчер была доверена именно братьям Саатчи, ставшим к тому времени признанными умельцами в манипулировании сознанием толпы. И им действительно удалось привести к власти «железную леди» Туманного Альбиона . Чарльз Саатчи задумал сыграть на массовой безработице, которая возникла к тому времени в Великобритании в результате политики лейбористов. И изобразил на рекламных постерах огромную очередь безработных людей под лозунгом Labour isn't Working, построенном на игре слов: «рабочая сила / лейборизм не работает». Этот продуманный ход стал классическим примером грамотной политической рекламы.
Созданный в октябре 1989 года Саатчи рекламный ролик «Face» (для «British Airways») вошёл в Книгу рекордов Гиннеса . В нем участвовала самая многочисленная рекламная массовка: 6 300 человек в разноцветных спортивных костюмах, снятые с высоты птичьего полета, перестраивались, чтобы составить гигантское изображение земного шара и лица человека.
Одним словом, в 197080-е годы о преуспевающих братьях говорили только в превосходной степени, они стали олицетворением успеха.
Между тем, аппетиты Саатчи, привыкших делать всё с имперским размахом, росли в геометрической прогрессии, и братья стали жадно скупать рекламные агентства, консалтинговые фирмы, PR-компании и агентства по подбору персонала. Такая политика в начале 1990-х привела ведущую рекламную компанию мира к миллионным убыткам. Морис и Чарльз были вынуждены продать свою долю в деле, чтобы уже совсем скоро, в 1995 году, организовать новую рекламную компанию «M&C Saatchi».
Но к этому времени Чарльза Саатчи интересовали вещи, далёкие от бизнеса. Впрочем, даже свою деятельность коллекционера современного искусства и владельца галереи Чарльз сумел поставить на деловые рельсы.
Искусство как бизнес
Чарльз Саатчи занялся коллекционированием более 30 лет назад, привлекали его тогда преимущественно работы американских минималистов и абстрактных экспрессионистов. В 1985 году Саатчи удалось открыть собственный музей в здании бывшей фабрики по производству красок в северном районе Лондона Saint Johne’s Wood. Впервые в Англии в
Именно поэтому после 1990 года известный коллекционер обращает своё внимание на молодых и неизвестных британских художников. В поисках новых имён Чарльз Саатчи скупал целые мастерские, устраивал показы и вершил судьбы: из кого-то творил кумира, а кого-то обрекал на участь непризнанного гения. Именно с благословления Саатчи человечество узнало о таком явлении как
Апофеозом брит-арта стала выставка «Сенсация», организованная Саатчи в 1997 году в залах Королевской Академии художеств . Замаринованные в формальдегиде распиленные свиньи, коровы и акулы Демиана Хёрста (
Но сенсация действительно произошла: художники, которых «открыл» Саатчи, теперь титулованные деятели современного искусства. Как только Чарльз Саатчи проявляет интерес к тому или иному художнику и приобретает его работы, тут же происходит скачок цен на его картины, критика и именитые коллекционеры поворачиваются к нему лицом. Неудивительно, что Саатчи обвиняют в спекуляциях на арт-рынке.
В апреле 2003 года в Лондоне случилась маленькая культурная революция новая галерея Саатчи распахнула свои двери после перерыва продолжительностью в полтора года. В самом сердце столицы в County Hall на берегу Темзы напротив Парламента и Биг-Бена. Здание, которое избрал Саатчи для своей галереи, было построено в начале XX века и предназначалось для Городского Совета Лондона. Интересно, что строительство его растянулось на десятилетие, и, вероятно, поэтому здесь столкнулись несколько архитектурных стилей: элементы модерна и ар деко, неоампир и черты английской усадьбы. Несмотря на эклектичность, здание Городского Совета очень гармонично вписалось в облик исторического центра города.
Саатчи же в 2002 году удалось подписать договор об аренде залов бельэтажа с правом бессрочного продления при условии сохранить интерьер здания в нетронутом виде.
Искусство ли это?
Признаться, в галерею я забрела случайно. Я делала снимки Биг-Бена с берега Темзы, и моё внимание привлекла броская вывеска. Я решила побродить по прохладным залам музея. Но как только я оказалась возле первых экспонатов, тут же поняла, что это ТА САМАЯ галерея ТОГО САМОГО Саатчи. И уже через минуту я пристально всматривалась в экспонируемые артефакты, стараясь разглядеть в них то, что увидел Чарльз Саатчи, когда дерзко объявил миру, что и это тоже искусство.
Самое больше впечатление на меня произвела работа Ричарда Уилсона (
Ещё меня поразил тот факт, что в такой огромной галерее представлено относительно мало работ менее ста, в то время как коллекция Саатчи насчитывает тысячи произведений искусства. Такая избирательность делает каждую инсталляцию, каждую работу ещё более экспрессивной. Посетители не бегают от одного экспоната к другому, пытаясь быстренько всё просмотреть, а акцентируют внимание на внутреннем содержании каждой работы. И порой вещи, которые с первого взгляда кажутся нелепыми, брутальными, а иногда и издёвкой над зрителем, приобретают совсем иной смысл. Скульптурный автопортрет Марка Куина (
В октябре 2005 года Британский Верховный суд принял решение выселить галерею Чарльза Саатчи из County Hall. Причиной судебного разбирательства стали жалобы домовладельцев на нарушение условий аренды Чарльзом Саатчи и на огромный наплыв посетителей. Теперь Галерея Саатчи переедет в Челси, западный район Лондона.
Саатчи не был бы Великим, если бы не искал новых решений. В 2006 году очередным изобретением арт-магната стал сайт
Интересно, что сами лондонцы к Чарльзу Саатчи относятся настороженно. Часто его обвиняют в том, что каждый его жест, слово, поступок это результат продуманной PR-кампании. Он постоянно подогревает интерес к себе и своей коллекции, он творит миф и он творит жизнь.
И конечно, главный вопрос, который мучает миллионы людей: а искусство ли это?
На ум приходит аналогия из прошлого: Иван Абрамович Морозов (18711921), Сергей Иванович Щукин (18541936), и Сергей Михайлович Третьяков (18341892) частенько приобретали работы мастеров, которых не признавали современники и не принимала всерьёз критика. Зато сейчас французская живопись второй половины XIX века жемчужина любой коллекции.
Так какая же судьба ждёт произведения коллекции Саатчи? И кто он сам: мистификатор или арт-провидец? На этот вопрос ответит только время. Ведь большое видится на расстоянии!
Читайте также в журнале «Вокруг Света»
- Империя стиля
- МАРКО из Монтеррея
- Виток спирали