В стародавние времена, когда на земле жили богатыри и чародеи, люди понимали язык зверей , а звери — язык людей; и не было так заведено, чтобы человек мог обидеть даже самую малую птаху, а зверь причинить вред несмышленому ребенку, — так вот, в те давние-давние времена камни были мягкими, словно сырая глина. Как поссорились люди и животные? Этого не знает никто. Но они разделили между собой земли, поставив на границах межевые камни. Волки и медведи , зайцы и лисы приложили к валунам свои лапы, оставив на мягкой поверхности оттиски когтистых конечностей. Кончилось время волшебников и героев, и ушли они в неведомые дали. Но за ними потянулась цепочка следов. Вот здесь богатырка оттолкнулась ногой от большого серого валуна, перепрыгивая через озеро, и остался на камне отпечаток ее босой ноги. А здесь чародей шел по камням, не желая пачкать остроносые туфли. Сразу после этого окаменели мягкие валуны, навсегда сохранив следы тех, кто их коснулся.
Камни с углублениями, напоминающими следы человека (антропоморфные следы) или животного (зооморфные), известны практически на всех континентах — Европе и Азии , Африке и Америке . Обычно следы уходят в камень на несколько сантиметров. Порой их контуры кажутся размытыми, а порой они такие четкие, что видны малейшие выпуклости и впадины стопы. Чаще всего на камне присутствует один след, но известны валуны, на которых есть по два и даже три отпечатка ноги или лапы. Если говорить об антропоморфных отпечатках, то, как правило, это следы босых ног, но иногда кажется, будто на камень «ступил» человек в обуви. Большинство следов имеют натуральные размеры (нога взрослого мужчины, узкая женская ступня или ножка ребенка), но встречаются и очень большие.
И всюду камни со следами окутаны легендами и преданиями. Ту историю, с которой мы начали нашу статью, можно считать преданием обобщающим и универсальным. В каждой конкретной местности она уточняется и распадается на детали. Так Геродот , предпринявший путешествие в земли Скифов, в четвертом томе своих «Историй» написал, что на скале в долине Днестра (для Геродота — реки Тирасы) местные жители показали ему «одну диковинку» — почти метровый отпечаток ступни Геракла. А современный коллега Геродота, учитель истории одной из деревенских школ в Белоруссии , поведал автору этой статьи о своих поисках камня с отпечатками двух ступней (камень пропал во время коллективизации) — взрослого человека и ребенка, которые, как говорили в деревне, принадлежат «ведьме и ее дочери». То есть и в том, и другом случае речь идет об уже оговоренных нами персонажах: героях и чародеях, из чего ясно, что перед нами предания с отголосками языческой религии.
В то же время о
Таковы легенды . А что говорят ученые? Кто на самом деле оставил следы на камне? Рукотворные они или, может быть, природные?
Для того чтобы ответить на эти вопросы, углубимся… в камень. Его состав не всегда однороден. Часто валуны содержат в себе включения, которые отличаются цветом и структурой. Эти инородные включения по-иному поддаются выветриванию, образуя естественные выемки на камне. Стоит их чуть-чуть подправить, придавая углублениям форму стопы, и перед нами камень-следовик. Но кому понадобилось «исправлять» выемки? К тому же известны камни, следы на которых признаны целиком рукотворными. С какой целью это было сделано? Зададимся параллельно вопросом — только ли оттиски стоп оставили нам неведомые каменотесы?
Очевидно, чтобы понять
Число культовых камней, известных на территории России , исчисляется несколькими сотнями (цифры постоянно уточняются), в соседней Белоруссии их не менее двухсот (эту цифру приводят специалисты Института геологии АН Беларуси, создатели Экспериментальной базы по изучению ледниковых валунов), и открытия продолжаются . Священные камни хорошо известны в Прибалтике, Польше и Германии .
Можно очертить географию распространения культовых камней иным образом, не указывая конкретные страны: почитание камней было широко распространено там, где тысячелетия назад господствовал Великий ледник . Это он бороздил по горам, срывая каменные породы, он подхватывал их и уносил за собой в земли, где большие и малые камни нашли новую родину, где на них были нанесены особые знаки и где «пришельцы» стали частью истории — священными символами религии.
Окончательная реконструкция культа священных камней — дело будущего. Сегодня можно говорить о версиях, которых несколько, ведь на протяжении долгой «каменной жизни» какие-то детали культа видоизменялись, а самим валунам приходилось выполнять разные функции. Так, камни с выбитыми на них знаками могли быть межевыми, обозначающими границы владений племен или княжеств. Их могли ставить в качестве указателей пути: например, отпечаток ступни ориентирован на север и задает направление. В тоже время зооморфные оттиски могли указывать на почитаемое животное — тотем племени . Впрочем, оттиск тотема — это уже не только функциональная, но и обрядовая деталь.
Когда же сложился культ камней? Согласно сложившейся в науке точке зрения, обожествление камней берет свое начало в неолите и бронзовом веке. Тогда валуны служили алтарями в языческих капищах. Вероятнее всего, роль алтаря выполняли камни, напоминающие чашечники, но с воронкой большего размера, куда попадала кровь животных (мед , молоко, пиво ), когда языческим богам приносились жертвы , совершались моления об удачной охоте (а позднее — об урожае, предотвращении падежа скота). В то же время стоит сказать, что и камни с зооморфными следами могли быть объектом поклонения охотников, а позднее скотоводов.
Камни-следовики принято связывать с древнейшим культом поклонения Солнцу . Светило дает жизнь всему живому, путешествуя по миру и оставляя «следы» на камнях. Одновременно существует теория, связывающая следовики с культом предков, умерших людей. Этнографами и краеведами (на работы К. Тишкевича и П. Тарасенко ссылается геолог, полевой исследователь, автор замечательной книги о прошлом, настоящем и вероятном будущем ледниковых валунов «Молчаливые свидетели прошлого» Эдуард Левков) не раз фиксировался следующий обычай, распространенный в Белоруссии и Литве в прошлых веках: после смерти кого-нибудь из членов семьи на камне выбивался след его ноги. После этого валун бросали в воду. Местные жители объясняли этот обычай поверьем о том, что умерший не должен вновь возвращаться домой — место мертвых на небесах, и потому пусть покойник без промедлений идет в рай. Вероятней всего, культ Солнца существовал во времена расцвета языческой религии, а культ предков сложился позднее, получил широкое распространение в Средние века и в виде отголосков дошел до наших дней.
Пролить свет на тайны почитаемых камней помогают и их имена. Валуны с выбитыми на серых боках знаками или абсолютно гладкие, но поражающие своими размерами,
Отголоски раннего и позднего язычества, мистические верования, а также поэтичный вымысел, окутывают валуны плотнее мха, которым зарастают их прилегающие к земле каменные бока. И у исследователей пока больше вопросов, чем ответов. Несомненно одно: культ священных камней пронизывал всю дохристианскую культуру славян и оказал влияние на новую, пришедшую на смену язычеству, религию. Поверженные и забытые боги, некогда составлявшие густонаселенный славянский пантеон, не исчезли бесследно. Si monumentum quaeris, circumspice. «Если ищешь его памятник, оглянись вокруг». Кто знает, может быть, в этом покрытом пылью валуне, что валяется сейчас у дороги, тысячелетие назад видели «скотьего бога» Велеса, а в соседнее болото когда-то был брошен Перун.