Окончание, начало здесь
Античное наследство
Различные монстры и чудовища являются неотъемлемой составляющей средневековой космографии, которая восходит к Античности, где «другие» — это мир варваров, то есть все, что не Греция и не Рим . Большинство чудищ, которыми заполнены средневековые карты, все эти одноногие и брюхоголовые ошибки природы, как ни странно, были образами, рожденными не в сырых и замшелых монастырских стенах, а среди садов прекрасной Эллады . Конечно, средневековые картографы пользовались и рассказами своих современников — пилигримов, путешественников и возвращающихся из дальних походов воинов. Таким путем на европейские карты попадали восточные персонажи.
Вся эта информация размещалась на карте, подобно концентрическим кольцам, вращающимся вокруг центра земного круга — Иерусалима . И чем дальше от него уводит зрителя карта, тем больше он видит на ней всяких монстров. Однако между античным и средневековым их восприятием заключена существенная разница. В античности странные существа считались аномальными диковинками, а в Средние века на них смотрели как на одно из чудес творения.
Целые галереи монстров в несколько регистров занимают южную сторону большинства монастырских карт. На крайнем севере, где царит страшный холод, также присутствуют «другие люди», но в меньшем количестве. Обитают монстры и на востоке, как на картах Т-О типа , так и на зональных. На более поздних картах: Эбсторфской (
Мужья амазонок
Кто же были эти «другие люди», да и были ли они людьми? Вопрос для Средневековья принципиальный. Если это люди — их следует обратить в христианство, если нет — можно уничтожать по мере надобности, как любых других животных (кстати, такой же вопрос возникнет по отношению к индейцам Америки ).
Конечно, о большинстве монстров мы ничего не знаем, кроме их названия и внешнего вида, может быть, каких-нибудь привычек. Но вот, что касается кинокефалов, людей с головой собаки, или псеглавцев, — здесь есть возможность «распутать клубочек». Поэтому остановимся на них подробнее.
В античные времена кинокефалов помещали на границе Ирана и Индии . Но в Средние века большинство картографов переселили их на север. По мнению английского историка Айена Вуда (
В Средние века, в отличие от античных времен, считалось, что кинокефалами могут быть только мужчины. Детей им рожали амазонки. Мальчики были псеглавцами, девочки — обычными людьми. Вуд предполагает, что такое различие между мужчинами и женщинами у скандинавов свидетельствует о наличии закрытых мужских союзов, встречающихся почти у всех первобытных народов. Считалось, что во главе этих сообществ стоит
Но откуда в Скандинавии взялись амазонки? Вероятно, на балтийском побережье существовали племена, всё мужское население которых летом покидало общину. Подобные примеры известны и в Африке , и в Америке. В нашем случае мужчины скорее всего отправлялись на север за железной рудой или шкурами северных животных. Лето же тогда было единственным временем года, когда торговцы из континентальной Европы решались переплывать Балтийское море . Вполне возможно, что их рассказы и легли в основу мифа об амазонках в северной Европе.
В кинокефалах не сразу признали полноценных людей. Так, в сочинении «Космография Этика Истрийского» (Aethici Istrici Cosmographia), датируемом серединой VIII века, повествуется о кругосветном путешествии, совершенном либо в III веке, либо в V–VI веках. Этик, в частности, сообщает:
Эти языци ходят голыми ногами, улучшают состояние волос тем, что смазывают их маслами и жиром, отчего они издают омерзительную вонь. Они живут в скверне, питаются заповедным мясом нечистых четвероногих — мышами, кротами и прочим. У них нет настоящих домов, они используют накрытые тканью шалаши в чащобах и труднодоступных местах, на болотах и в зарослях камыша.
Сам автор «Космографии» в Скандинавии не бывал, а информацию, по его словам, получал от германских торговцев.
Любопытно, что уже в IX веке картина изменилась. Теперь кинокефалы представлялись народом, следующим «общественным предписаниям». Они уже не ходят голыми, как звери, а пашут и жнут, занимаются ремеслами. Это вполне разумные люди, вернее «чудовища, которые вышли из человеческого рода», как
Святой кинокефал
К этому времени у псеглавцев появляется даже свой небесный заступник —
Одно из первых жизнеописаний святого Христофора сочинил немецкий поэт и епископ Вальтер Шпейер (
Со временем недоразумение прояснилось, но псеглавость Христофора осталась, просто её стали объяснять по-другому, о чем мы уже говорили. К XIII веку католическая церковь уже отошла от такого экстравагантного образа святого, вернув ему человеческий облик. Но в православии псеглавость Христофора сохранялась до XVI века. До сих пор в некоторых старых церквях можно встретить образ святого кинокефала, хотя в большинстве случаев его лик был переписан.
Индустрия монстров
Мир, созданный картографами, буквально «ломился» от монстров и необычных существ. Так, если верить Херефордской карте, к северу от Кавказа обитает мантикора — чудовище с лицом человека и телом льва. В районе Каспия и далее в Азии водятся монстры, похожие на
На Эбсторфской карте «рассадник» монстров находится в Эфиопии . Там обитает «племя без языка, представители которого объясняются кивками и жестами»; четырехглазые эфиопы; псиллы, которые не боятся змеиного яда; существа с ровным лицом; некие трехрукие волосатые люди, живущие у болот; ихтиофаги, питающиеся только рыбой и пьющие соленую морскую воду; некие безротые существа, которые «поддерживают свое существование, вдыхая запах яблок, а если чувствуют какой-либо смрад, то погибают»; амиктиры, у которых огромная передняя губа закрывает все тело… Список может быть продлен до бесконечности. Но особой популярностью пользовалась троица — панотии, блемии и донестры.
Внешний вид панотиев может послужить ни много ни мало прообразом Чебурашки. На Эбсторфской карте на крайнем северо-востоке они изображены с огромными ушами, и о них говорится: «Здесь живут панотии, они имеют уши настолько большие, что могут ими укрыть свое тело». Впервые с рассказами о панотиях столкнулись воины Александра Македонского (’Aλέξανδρος ο Μακεδών, 356–323 до н.э.) в Индии. Многие историки предполагают, что легенды о них — далекое эхо нашествия арийцев (
Блемии — существа с лицом на животе. Как правило, блемии изображались в Эфиопии или на краю
Донестры — по-своему уникальные создания, живущие на островах в Красном море. Их уникальность заключалась в способности разговаривать на всех языках. В средневековой картине мира это умение ассоциировалось только с
Это родина моя…
Теперь посмотрим, кем населяли картографы земли России , находившиеся у дальних пределов
С античных времен граница цивилизованного мира на востоке ограничивалась рекой Танаис, традиционно отождествляемой с Доном, а на севере и северо-востоке — мифическим горным хребтом, называемым Рифейскими, или Гиперборейскими горами, за которыми располагалось царство тьмы. Рифейскими горы назвали из-за непрекращавшихся сильнейших ветров, дующих в этих широтах: по-гречески «рифен» означает «сильное дуновение». Где-то здесь жили проклятые народы
А На Эбсторфской карте в северных пределах Скифии (так европейцы называли все земли за Доном), у океана изображен антропофаг, а под ним красноречивая легенда: «Здесь обитают антропофаги, люди очень быстрые, так как они имеют ноги, как у лошадей (не здесь ли истоки поговорки о любви русских к быстрой езде? — И.Ф. ). Питаются они человеческой плотью и кровью». Это подтверждает и карта-
На карте мира 1550 года известного французского картографа Пьера Деселье (
На Херефордской карте читаем:
Рифейские горы. Область эта называется Аптерофон, где царит вечный холод. За Рифейскими горами проживают в пещерах скифы внутренних областей, а жизнь у них очень суровая. Чаши у них для питья сделаны из черепов их врагов … Скифы любят воевать и пьют кровь из ран убитых.
Рядом живут эсседоны — люди, поедающие собственных родителей на праздничных застольях, полагая, что это гораздо лучше, чем оставлять их в добычу червям; люди Грифа («Griste»), которые «покрывают себя и своих лошадей в качестве попоны кожей своих убиенных врагов».
Представителей нормальной фауны в российских пределах на монастырских картах мира практически не встречается, разве что на Эбсторфской карте под Киевом пасется на днепровских нивах дикий зверь «urus» (тур, зубр), которого позднее можно будет встретить на картах
На фоне этой безрадостной картины утешает одно — на Эбстофской карте, где мир есть Тело Христово, русские земли находятся прямо под десницей Спасителя и текстом из