О том, что вовлечённость человека в управление автомобилем постепенно сокращается, пишут давно. «Умные» автомобили с каждым годом приобретают всё больше самостоятельности: держат скорость , подтормаживают при необходимости, не позволяют пьяному водителю сесть за руль… Но последние разработки — это серьёзный повод задуматься о том, что «автомобильное завтра» наступает сегодня.
В июле этого года специалисты Лаборатории робототехники и механических устройств Политехнического университета штата Виргинии (
«Наша задача заключается не в создании отдельного транспортного средства для слепых, а, скорее, в разработке невизуальных интерфейсов, которые позволят сделать процесс вождения возможным для слепых», — уточняет профессор Политехнического университета Виргинии Денис Хун (
Планируется, что в дальнейшем при успешных испытаниях интерфейс будет встроен в серийный Escape. Сначала же разработку тестировали на вседорожном четырёхколесном багги, лёгкой коляске. Для изучения окружающей обстановки в ней используют лазерные датчики-дальномеры и камеры. Водитель получает обработанную компьютером информацию через интерфейс. Так, в опытном образце о скорости движения водителя информирует виброжилет, направление движения указывается посредством голосовых команд.
В Политехническом университете сейчас разрабатывают два дополнительных приспособления. Первое, DriveGrip, — перчатки с вибромоторами в районе костяшек пальцев; они дают водителю указания, когда и куда следует повернуть руль. Второе, панель AirPix, — небольшая пластина с отверстиями, из которых выпускается сжатый воздух. Панель даёт человеку своеобразную карту объектов, расположенных вокруг автомобиля, и информирует о других машинах и препятствиях, о состоянии дорожного полотна. Даже абсолютно слепой человек может своим телом осязать, что происходит на дороге.
Не обходится и без сложностей — на данном этапе разработчики столкнулись с проблемой вибраций, вызываемых работой двигателя внутреннего сгорания , которые вносят помехи в работу лазерных датчиков.
«Мы исследуем такие области, которые ранее считались непознаваемыми. И уходим от убеждения, что слепота лишает человека возможности быть полезным обществу», — говорит президент Национальной федерации слепых Марк Маурер (
Однако, идеологи этого проекта особых иллюзий не питают и осознают, что для того чтобы общество признало безопасность технологии и поверило, что и незрячий может быть водителем, понадобятся многие годы. Самой сложной задачей, по мнению Марка Риккобоно (
Конечно, и сейчас есть исключения — слепые водители ставят такие рекорды, что и зрячим не снились. Так, в первых числах августа
Предполагалось, что Ньюман поедет по дороге, идущей вдоль пляжа, а его действиями по рации из вертолёта будет управлять его отец. Однако от попытки пришлось отказаться из-за того, что автомобиль просто не мог ехать быстрее. Свой первый рекорд Ньюман поставил ещё в 2003 году, разогнавшись на Jaguar XKR до 232 км/ч. Затем, в 2006 году, на BMW M5 он смог разогнаться до 286 км/ч. Между тем, официальный рекорд скорости для невидящих водителей принадлежит жителю ЮАР Хайну Вагнеру (
Сегодня в разработках устройств, позволяющих облегчить жизнь водителю с ограниченными физическими возможностями, задействованы многие компании. Так, французская Renault в 2010 году разработала инновационные сидения для автомобилей, облегчающие инвалидам посадку в машину. Сидение может поворачиваться на 90° вокруг своей оси. В остальном — это обычное комфортное и безопасное кресло водителя. Новинка уже доступна на европейском рынке в качестве опции к линейке моделей Clio.
Особенно много внимания проблеме водителей-инвалидов уделяют в Японии . Ещё с 1960-х годов на заводах Toyota выпускают версии моделей легковых автомобилей,
Honda занимается разработками с 1975 года. Универсал Honda Odyssey
В арсенале
«Европейцы» — например, Mercedes — предпочитают не выпускать подобные авто серийно, а отдавать модели для переоборудования своим партнёрам. Конвейер рассчитан на массовое производство, а в данном случае приходится иметь дело с индивидуальными требованиями. К примеру, если руки целы, то в рулевое управление изменения не вносятся; если руки повреждены — используют добавочный мини-руль с захватами или устанавливают джойстик.
Главная проблема разработки автомобилей для людей с ограниченными возможностями заключается в том, что это довольно многочисленная и весьма разнообразная группа. Дополнительное автомобильное оборудование для человека с парализованными руками и для того, у кого не функционируют ноги, — это совершенно разные вещи. Возникают серьёзные проблемы и с сертификацией — в разных странах разные требования, к тому же разнообразие моделей делает процедуру сертификации довольно дорогостоящей. Именно поэтому зарубежные компании, всерьёз занимающиеся разработкой транспортных средств для людей с ограниченными физическими возможностями, не берутся поставлять свои авто на российский рынок.
Между тем, по данным Минздрава, в России около 13 млн инвалидов, существенная часть которых это люди с ограниченными физическими возможностями. В соответствии с законодательством, они могут получить автомобиль в личное пользование бесплатно, но сейчас в России подходящие автомобили для людей с ограниченными физическими возможностями почти не производятся. А организовать ввоз необходимого транспортного средства из другой страны хватит сил, терпения и финансовых средств далеко не у каждого.