Сейчас банковскими кредитами пользуются многие. И отлично известно, что, если хоть на день запоздать с очередным платежом, банк-кредитор радостно включает штрафные санкции в виде весьма ощутимых процентов по кредиту. А теперь представьте себе такую ситуацию: в положенный срок вы приходите в банк сделать очередной платеж, но это оказывается невозможным, потому что компьютерная система, обслуживающая банк и обеспечивающая все его операции, «подвисла». Назавтра уже все в порядке, но срок вышел, и почему-то штраф налагается на вас, хотя вы-то в опоздании никоим образом не виноваты. Фантастика? Ничуть, такое, увы, случается весьма нередко. И даже если сумма вынужденной переплаты оказывается незначительной, неприятно оказаться «без вины виноватым».
Куда приятнее было бы, если бы
Очень не повезло Токийской международной бирже, когда
Вроде бы ничего особенного мы периодически все сталкиваемся с различными проблемами с техникой. А в масштабах всемирных это обязательно где-нибудь происходить будет в силу принципиальной невозможности создать идеально надежное техническое устройство. Но когда технические неполадки происходят у нас или наших близких, друзей, знакомых, невольно приходится задумываться: в чем причина такой ситуации? Виноват ли сам банк? И дело только ли в излишнем доверии технике?
Развитие и улучшение не одно и то же
Взглянув на заголовки компьютерных новостей, можно заметить, что очень часто в них фигурируют слова «новая версия», «новая модель», «обновление», и тому подобное. Не успели пользователи привыкнуть к новшествам в одной версии, например, программы, как выходят обновления, дополнения, а то и еще более новая версия. Создавая новые продукты, производители преследуют главную цель опередить конкурентов и, соответственно, занять, удержать или расширить свою нишу в каком-либо сегменте рынка или укрепить свои позиции на нем. Но в погоне за результатом многие производители часто упускают очень важные для нас, потребителей, факторы: надежность, удобство и безопасность их продукции. А ведь зачастую именно это рекламируется как отличительная черта производимой продукции по сравнению с конкурентами.
Частоты процессоров возрастают, ядра множатся, объем доступной компьютерной памяти увеличивается, и при этом все дешевеет аппаратная часть компьютера становится доступней. Но компьютер без программ кусок железа, и ничего более. Лишь «наполнив» память компьютера программами, мы получаем полноценный инструмент. Фактически, пользователь превращается в хирурга (примем эту аналогию): компьютер, как скальпель в опытных руках, позволяет делать очень тонкую работу аккуратно. А представьте, что случится, если неожиданно, в самый ответственный момент операции, в руках хирурга скальпель начнет дергаться, выскальзывать из пальцев и неожиданно станет тупым?
Нечто подобное происходит, если программа, которой поручено обрабатывать очень ответственную информацию, станет «жить своей жизнью»: производить непонятные действия, выдавать ошибки и неожиданно самопроизвольно завершать работу, не сохранив обрабатываемую информацию. А это может быть и программа в автоматизированной системе управления опасным производством, и банковская система обслуживания пластиковых карт. Да все, что угодно! Ведь компьютеры проникли практически во все сферы нашей жизни.
Чарльз Фишман (
Коммерческие программы подобного уровня сложности имели бы в среднем пять тысяч ошибок: одно из исследований, посвященных изучению надежности коммерческого программного обеспечения, показало, что программы содержат от шести до шестнадцати ошибок на каждую тысячу строк исполняемого кода. Согласно
Компьютерный палеолит
«Этот кошмар со скорейшим выпуском новых версий продолжается и сегодня. Давай, давай, давай! Нам никогда этого не сделать. Я говорил уже об этом? Почему мы всегда так оптимистичны в наших планах по выпуску новых версий? Я просто не понимаю. Приходим на работу к 9.30, уходим в 23.30. В обед домино. И три диетические Колы». Это сценарий Дугласа Коупленда (
«Это подобно дошумерской цивилизации, говорит Брэд Кокс (
Программное обеспечение может быть двигателем для постиндустриального мира, но его создание остается доиндустриальным ремеслом. Согласно исследованиям, около 70% программистских организаций застряли на первых двух уровнях по шкале SEI: хаос и нечто чуть лучшее, чем хаос. Ситуация настолько тяжелая, что некоторые пионеры программирования ушли из компаний, подобных Microsoft, чтобы преподавать искусство создания ПО.
На глиняных ногах
Взять хотя бы Microsoft: какие только хвалебные слова по отношению к готовящимся к выпуску их программным продуктам не услышишь перед его (программного продукта) поступлением в продажу! Не стала исключением и последняя их операционная система (ОС)
Например, участникам конференции
Польская исследовательница Джоанна Рутковска (
Участники проводившихся Microsoft семинаров и конференций во время слушаний о нововведениях в ПО чаще всего задают докладчикам один и тот же вопрос: «Как это можно отключить?». Он задается, по словам участников, куда чаще, чем все остальные вместе взятые. А ведь с этими нововведениями будут сталкиваться не только специалисты, но и обычные пользователи. И им разобраться в этих хитросплетениях куда сложнее. И дело здесь даже не в том, что не существует методов и средств, обеспечивающих разработку качественного ПО они, конечно же, есть. Проблема в том, что использование этих средств еще не гарантия написания качественной программы. Программы пишут люди (программисты), и управляют ими такие же люди (менеджеры, руководители проектов и пр.), которые могут ошибаться и ошибаются. А обнаружить ошибки и исправить их можно только при тщательном тестировании программы, написанной с девизом «Качество и надежность», а не выпуском «полусырой» программы под девизом «Быстрее, быстрее и еще раз быстрее!!!». И получается, что главное для производителей программ не качество или удобство для пользователя, а соревнование, кто выпустит быстрее на рынок новый продукт, пусть даже и с ошибками. А пользователи потом страдают и ждут обновления, в которых эти ошибки будут исправлены.
Но низкое качество только по причине ошибок при написании программ полбеды. Например, в последней версии операционной системы Windows Vista Microsoft реализовала систему DRM (
Но пострадают не только пользователи: в зависимость попадают и производители компьютеров, которые для обеспечения работоспособности своего оборудования под управлением Vista должны будут встроить поддержку DRM в это оборудование. И, соответственно, пользователи лишатся возможности устанавливать операционные системы и программы, не поддерживающие DRM.
Сколько стоят компьютерные «глюки»
Между тем, ответственность производителей коммерческого ПО крайне мала. Фактически она стремится к нулю. Достаточно прочитать лицензию к офисному пакету той же Microsoft перечисление только заголовков нескольких пунктов уже настораживает: отказ от гарантий, исключение ответственности за ущерб, ограничение ответственности и размера возмещения ущерба. Согласно последнему пункту, ответственность корпорации составляет не более $5: нулевая ответственность при отнюдь не нулевой стоимости (более $150 за самую урезанную и ограниченную версию). Во множестве лицензионных соглашений присутствует пункт, согласно которому программа поставляется «как есть» (as it is), то есть производитель вообще никакой ответственности не несет за ее работоспособность!
Конечно, не все выпускаемые программы низкого качества: утверждать такое было бы неразумно, но Но дело в том, что «хорошие» программы в основном узкоспециализированные, где надежность крайне необходима примером является программа управления шаттлом. А мы к тому же, как основные пользователи, привыкли в большинстве своем к тому, как выглядит и работает Windows и MS Office, не желая попробовать что-то новое или даже совсем не задумываясь, что есть альтернатива. Мы «подсели на иглу» в виде ПО Microsoft, и неизвестно, кто в этом виноват. На этой волне мы своими же руками возвели Microsoft в ранг монополиста, и теперь эта фирма диктует свои условия пользователям и даже производителям программ и комплектующих!
И именно поэтому
А теперь обратим внимание на саму «железную начинку» нашего «вычислительного друга». Тут ситуация немного лучше: хотя самая толстая книга, вынимаемая из коробки только что привезенного сервера, обычно имеет название «Limited warranty» («Ограниченная гарантия»), в целом покупатель при поломке может выставить продавцу или производителю претензии (в определенных ситуациях). Но если вы из-за неполадок с этим сервером что-то потеряете, то возместить потерю за счет продавца или производителя не сможете ни на копейку это будет, как кто-то написал в одном из форумов, «вашей личной интимной проблемой«.
Получается, что покупатель сам виноват, что купил у производителя его продукцию: если вы купили новую видеокарту для компьютера своего ребенка, но драйверы, которые идут с ним в комплекте, неработоспособны, что-либо предъявить производителю вы не сможете. В сервисном центре вам в лучшем случае скажут, что проблема известна, и над ней работают, и посоветуют заглянуть на их web-сайт попозже, когда выйдет новая версия.
Человечество, вступив в эру цифрового общества, стало всецело зависеть от цифровых технологий. И сбой в работе вычислительной системы может привести к параличу банковской системы, системы управления технологическими процессами на производстве, и так далее. А последствия все могут достаточно ясно себе представить: уже снято множество фильмов, темой которых являются техногенные катастрофы ...
Читайте также в журнале «Вокруг Света»:
- Эволюция MS- достоинств
- Прорехи в сети
- Эффекты ГРИД-среды