Окончание. Начало см. здесь
— Так вот, Колмогоров говорит: вот такой факт, доказывать не буду, но уж вы мне поверьте, — я очень хорошо помню, как он это сказал, — что не может быть такого
— Как же вы поступили?
— Я подошел к нему в перерыве и показал, как построить то, чего, по его утверждению, не может быть.
— А он был доступный человек?
— Очень, очень доступный. В математике школьник может быть прав, а академик не прав. В гуманитарной сфере все иначе. Скажем, кто на кого влиял — Пушкин на Баратынского или Баратынский на Пушкина? Допустим, я считаю, что Пушкин, а академик от филологии — что Баратынский, и раз он академик, то он будет прав, а раз он прав, то так оно и есть. В математике тоже есть высочайшие авторитеты, но если авторитет не прав, то это ясно прежде всего ему самому.
— И вы подошли к Колмогорову…
— Подошел в перерыве и сказал: так и так. Только я начал говорить, он мгновенно все понял, ему не нужно было долго объяснять. Он спросил мою фамилию и произнёс фразу, которую я запомнил: «А-а, вы тот самый дынкинский Успенский!». И следующий час он начал с изложения моей конструкции.
— Он сослался на вас?
— Конечно!
— А он уже был академик?
— Да что академик, первый математик мира! Академиком он был избран, когда ему ещё не исполнилось 36 лет, и к времени нашего краткого разговора был академиком более десятка лет. Через какое-то время он пригласил меня к себе на дачу в Комаровку. Спросил меня, могу ли я только разговаривать о математике или готов кататься на лыжах, если только о математике — то приезжайте позже, если на лыжах — пораньше. Я сказал, что на лыжах кататься готов, а мое катание на лыжах было в валенках, продетых в веревочные петли, о существовании других способов я как-то не думал. А у него — крепления, каких я никогда в жизни не видел. Колмогоров был замечателен еще и тем, что он никогда в жизни, как он говорил, не занимался состязательным спортом, но физической культурой занимался, выстраивая себя физически как совершенную личность. На моих глазах он в 70 лет купался в горном озере Севан , а на земле лежал снег.
— Но все равно, к сожалению, он заболел…
— Он заболел болезнью Паркинсона , и последний год — а болел он годы, семь лет, — был очень мучителен, ведь Колмогоров был такой активный. В начале ноября 1980 года я привёз к нему главного паркинсонолога нашей страны,
— А как вы, в ваших валенках с веревочками, показали себя в тот первый раз?
— Мне были выданы лыжные ботинки и лыжи с полужесткими креплениями, которые я видел первый раз в жизни и с которыми я не знал, как обращаться. Это был полный ужас, не хочется вспоминать… половину времени, как мне тогда казалось, Колмогоров стоял на коленях в снегу и поправлял мои крепления. Тем не менее после лыж, когда мы вернулись на его дачу, он объявил, что берет меня в ученики. Это произошло в январе 1950-го и, конечно, было везением необычайным. Он дал мне некоторые задания, сказал — вот это очень важная тематика, но у нас в стране ею никто не занимается; я стал ему говорить, что у меня ничего не выйдет, что как математик я слаб и прочее…
— А вы действительно так сомневались в своих силах?
— Я и сейчас сомневаюсь. А он сказал: ну, если ничего не выйдет, будете составлять нам грамотные рефераты.
— Бодрящие слова. Как вы выбирали темы для работы?
— Меня привлекала очень немодная тогда тема —
— Однако же от этих абстрактных разделов математики вы пришли к лингвистике и способствовали открытию в МГУ отделения теоретической и прикладной лингвистики? Какая связь вообще может быть между математикой и лингвистикой?
— Сейчас расскажу. В отделении историко-филологических наук Российской академии наук состоит академик
— Это же вроде генетика у нас была продажная девка, нет?
— Кажется, вы правы, кибернетика была всего лишь буржуазной лженаукой на службе у империалистической военщины. За генетику у нас сажали, а за кибернетику — выгоняли с работы. Но если при Хрущёве в отношении к генетике еще не настал перелом, потому что Лысенко еще царствовал, то в отношении к кибернетике если и не наступил, то наступал. Что же до математической лингвистики, то она была «так называемая». Поэтому назвать семинар семинаром по математической лингвистике было нельзя, и мы назвали его «Некоторые применения математических методов в языкознании».
— И вы, два студента…
— Нет, решение об открытии семинара было принято весной 1956 года, мы тогда уже не были студентами, мы познакомились студентами, а тут мы оба уже ассистенты, он — на филологическом, а я на Мехмате. И мы открыли семинар на филологическом факультете. Первое занятие состоялось 24 сентября 1956 года. И семинар стал таким… я бы сказал, оплотом лингвистического свободомыслия. Ходили туда в основном лингвисты, но захаживали и математики. В 1958 году Иванова выгнали из университета за открытую поддержку травимого тогда Пастернака, и работа семинара прекратилась. В следующем году мой двойной тезка
— Я не помню.
— А я сейчас вам напомню. Один — хозяин ларьков. Ясно, что хозяин ларьков — это априори сволочь. Второй — сын большого милицейского начальника. Тем самым тоже гад. А третий изучает в университете структурную и математическую лингвистику. Ясно же, что мерзавец! Он же, Говорухин, не выбрал человека, который изучает, допустим, химию.
Но вернусь к истории создания ОСИПЛа. В мае 1959 года ректор МГУ
Однако меня поддержал Петровский, и в 1960 году впервые произошёл набор студентов на отделение теоретической и прикладной лингвистики филологического факультета. Первый раз, кажется, приняли 13 человек, но окончили из них это отделение — пять. По справедливости должны были окончить лишь трое, но еще двух мы оставили, потому что три — это, конечно, кворум в Палате лордов (сейчас там все переделали, а раньше это было так), но у нас это было бы невозможно: нас бы не поняли и закрыли. В 1961 году был второй приём на ОТИПЛ, но всё это время Звегинцев работал над тем, чтобы переименовать ОТИПЛ в ОСИПЛ, и наконец преуспел: в 1962 году студентов уже принимали на ОСИПЛ. Наконец, через тридцать лет и кафедра, и отделение получают те названия, которые они имеют сегодня, — «теоретической и прикладной лингвистики». Так что с 1992 года — снова ОТИПЛ!
— Есть какие-то книги или статьи, которые было бы полезно почитать человеку, далекому от лингвистики и от математики, чтобы составить себе представление о структурной лингвистике? Или это невозможно, и нужно быть учёным, чтобы в ней что-то понимать?
— Такие книги и статьи есть, хотя их и не много. Прежде всего — книга
Изложение — очень ясное и очень точное. Тем не менее прочесть всю книгу — это для неспециалиста слишком тяжело. А вот две её первые главы я рекомендовал бы всякому, не боящемуся интеллектуальных усилий. Там определяется, что такое падеж, род и так далее, — и всё это изложено настолько ясно, что это может прочесть и понять любой человек, и это будет увлекательное чтение. Читатель узнáет, в частности, что падежей в русском языке больше, чем школьных шесть, а родов больше, чем школьных три.
Эта книга вышла отдельным изданием в 1967 году, но она также целиком вошла потом в толстый том избранных работ Зализняка. В этом сочинении, кстати, есть теорема (!) об устройстве русского ударения. И я бы ещё рекомендовал старую статью Зализняка «Лингвистические задачи», года три назад переизданную в составе книги «Задачи лингвистических олимпиад», выпущенной замечательным учреждением — Московским центром непрерывного математического образования. У Зализняка есть и другие прекрасные сочинения, доступные не только лингвистам, но если вернуться к вашему вопросу про структурную лингвистику, то я рекомендовал бы названные главы и названную статью. Хотя в них не встречается ни термина «структурная лингвистика», ни даже прилагательного «структурный».
— А что дает математика лингвисту?
— Точность мысли. Возьмем три последние сессии Российской академии наук, на которых были выборы: одна была четыре с половиной, вторая — два с половиной, а третья — полтора года назад. Выбрали ровно четырех членов-корреспондентов РАН по специальности «языкознание». При этом три из них — выпускники ОТИПЛа/ОСИПЛа, это Владимир Алпатов, Анна Дыбо и Владимир Плунгян. Четвертый же (но избран он был первым!) — заведующий кафедрой теоретической и прикладной лингвистики Александр Евгеньевич Кибрик. Когда я пришел на это отделение преподавать, он уже окончил классическое отделение филологического факультета и состоял в должности лаборанта. Все пять лет он посещал курс математики, что, как понимаете, было для него совершенно необязательно! Он ходил на все занятия, не пропуская ни одного. Я нахожу это очень существенным: ядро отечественной лингвистики сейчас составляют выпускники отделения теоретической и прикладной лингвистики Московского университета.
— А как работалось в 1970-е и 1980-е годы?
—
Как-то так получается, что выдающиеся теории создают простые люди (например, теорию относительности создал Эйнштейн, мелкий сотрудник патентного бюро в Швейцарии, генетику создал Мендель, монах, который на огороде возился с горохом), а опровергают Менделя — Лысенко, а Эйнштейна — Логунов. При этом Лысенко — академик, президент Академии сельскохозяйственных наук, трижды лауреат Сталинской премии, Герой социалистического труда, кавалер многих орденов; Логунов — академик, вице-президент Академии наук СССР, лауреат Ленинской и государственных премий, Герой социалистического труда, кавалер многих орденов.
А ведь Логунов пятнадцать лет, с 1977-го по 1992-й, был ректором Московского университета. Всё-таки ректор учебного заведения не должен опровергать общепризнанную теорию, даже если он считает её неверной. Мне скажут, что Лобачевский, будучи ректором Казанского университета, опровергал Евклида. Нет, он не опровергал Евклида, а просто выстраивал другую, неевклидову геометрию.
Но вы спросили, как работалось в то время? Плохо работалось. Летом 1982 года Логунов закрыл кафедру структурной и прикладной лингвистики, точнее присоединил ее к кафедре общего и сравнительно-исторического языкознания, которая после поглощения соседа стала именоваться «кафедра общего, сравнительно-исторического и прикладного языкознания». Ею заведовал
Главное в математике — это число, число в платоновском смысле. Вот этому понятию и надо обучать студентов в первую очередь. Раскрывать им смысл чисел: один — это единство мира, два — это его дуальность, три — это троичность, четыре — это четыре стороны света или четыре стихии…
И т. д.
Потом, слава богу, Логунов ушел, ректором стал
— А удалось восстановить атмосферу? Все-таки то закрыли, то открыли, а это 90-е годы, народ начинает разъезжаться… Как оно сейчас?
— Не очень хорошо. Я не готов оценивать своих коллег, я их люблю. Да и я уже не тот, мне 80 лет. У меня уже не горят глаза.
— А молодежь-то способная есть?
— Есть. Несколько лет назад на филологическом факультете МГУ снова открылся тот семинар, который в 1956 году учредили мы с Ивановым. На этот раз — по инициативе студентов. На ОТИПЛе я преподаю на первом курсе, а далее, на старших курсах, преподают мои коллеги. И вот весной 2002 года, в конце моего преподавания на первом курсе, ко мне подходит самый способный студент курса,
— И что, семинар ведут те же люди?
— Нет, не те же. Тогда было три человека. Мы с Ивановым поняли, что нам бы никто не дал открыть семинар, мы были всего лишь ассистентами. Поэтому для прикрытия мы пригласили замечательного профессора филологического факультета
— А семинар — это как? Раз в неделю?
— По субботам, но не каждую субботу. Вот в эту субботу, 4 декабря 2010 года, будет семинар, и Денис Паперно будет по скайпу делать доклад из Калифорнии .
— Так он свалил в Калифорнию?
— Он был одним из самых способных студентов ОТИПЛа, каких я знал. Ну конечно свалил! Не исключено, что я даже писал ему рекомендацию в аспирантуру Калифорнийского университета. Кое-кто меня осуждает за подобные рекомендации. Дескать, это непатриотично, этим мы оголяем наше образование, наши кафедры… Тем не менее я пишу рекомендации всем, кто хочет и кто этого достоин. Способного человека я отрываю от сердца, но не держать же его тут насильно! И на мехмате то же самое.
— Сейчас вы пишете, как вы говорили, для души…
— Я и раньше писал для души. Вот сейчас написал статью о
— Вы занимаетесь просвещением. А почему?
— По-видимому, мне нравится объяснять. Какая-то такая объяснятельная жилка. И, кроме того, если я что-то не могу объяснить, то это означает, что я сам этого не понимаю. Это такая полезная проверка уровня собственного понимания. И не только проверка. Объяснить — это лучший способ понять.
— Вы в МГУ с 1947 года, вы работаете там всю жизнь. Для нашего поколения это феерическая вещь, у нас все скачут с места на место, для вашего — вполне нормально. Однако же чем вызвана такая верность МГУ?
— Если вуз устойчив (а МГУ — устойчивый вуз), и если человек там преподает, то он преподает там всегда. В Америке все по-другому, там скачут из города в город. Но там скачут в поисках лучшей зарплаты из одного университета в другой, но, понимаете, там же условия жизни везде в общем одинаковые. Вы можете жить в крупном городе или в мелком, но у вас нет проблемы уровня жизни. Кроме того, Америка — она, как бы вам сказать, диверсифицирована, что ли. Не уверен в правильности термина. Когда у меня выходила статья в американском журнале, её следовало направить в один штат, ответ о принятии я получил из другого, корректуру из третьего, а печатался журнал в четвёртом. Более того, в Соединённых Штатах отнюдь не все федеральные ведомства находятся в Вашингтоне . Ряд из них — в других городах. Я как-то не представляю себе, чтобы в Российской Федерации какое-нибудь федеральное ведомство располагалось в Казани или Новосибирске.
— Что происходит с нашей математической школой? Вы говорили, что у нас была одна из лучших…
— Ну конечно, одна из лучших! Конечно, она уже совершенно не такая. Когда самые способные люди разъехались… особенно это было в начале девяностых, когда человек просто не мог прокормить здесь свою семью.
— Вам не хотелось уехать?
— Мне никогда не хотелось, но я думаю, что главная причина была все-таки в возрасте. Когда появилась возможность уехать, мне было уже за 60 лет, и это не то время, когда надо начинать жизнь в другой стране. А здесь я все-таки привык… Я с удовольствием бывал за границей, но выработал для себя нижеследующую формулировку. Я люблю зоопарки и в каждом месте, где есть зоопарк, стараюсь этот зоопарк посетить. В Берлине , например, есть зоопарк и зоосад, и я побывал в обоих. Хотел бы я, однако, жить в зоопарке? Ответ отрицательный. Но знаете, многие из тех, кто уехали, — я считаю, что они патриоты России. Человек уехал вынужденно, он хотел бы жить в России, хотя, боюсь, не в такой России, которая сейчас.
— Вам удалось поездить по миру? Я читала, что в советское время вас выпускали в Болгарию, в Польшу и всё, а потом?
— Ещё в советское время, летом 1989 года, меня неожиданно выпустили на конференцию на Запад и притом — к совершенному моему изумлению — не куда-нибудь, а сразу в Западный Берлин , который имел тогда статус особой политической единицы с оккупационным режимом. Для меня это было симптомом того, что горбачевская перестройка вступила в решающую политическую фазу. А осенью того же года меня выпустили в Америку.
Проблемы с выездом прекратились. Хотя ещё в 1993 году мне пришлось получать выездную визу! Удалось побывать в некоторых интересных местах, например, в Новой Зеландии — я бесконечно благодарен сыну, который поехал туда на конференцию и взял меня с собой. Там красиво неслыханно! И притом едешь несколько часов по автостраде и встречаешь не больше двух десятков машин. Безумно красиво. Новая Зеландия была единственным местом, куда я ездил в качестве сопровождающего лица. В других случаях у меня было собственное приглашение от принимающей стороны. Довелось побывать в Чили , в Китае , в Южной Корее , по нескольку раз в Америке, во Франции , в Германии . И ещё кое-где. Сейчас этим, разумеется, никого не удивишь. А я не избавился от советской психологии и потому каждый раз удивлялся, что можно свободно выехать заграницу. Только в самые последние годы, а то и месяцы советской власти мне было разрешено не писать в отчётах о зарубежной командировке ритуальную фразу «В беседах с иностранными учёными разъяснял миролюбивую сущность советской внешней политики». Разумеется, все понимали, что я ничего и никому не разъяснял, но ритуал был обязателен. Можно было бы поездить и больше… но это если бы я был моложе. Сейчас это все труднее и труднее. Кроме того, должен сказать, что получение визы — это в высшей степени неприятная и унизительная процедура… Проблема выезда сменились проблемой въезда.
— Колмогоров был гений. Как это — работать с гением? Как это вообще — находиться рядом с гением?
— Когда мы находились рядом с Колмогоровым, было физическое ощущение гениальности. Я не могу объяснить, как это. Видно было, что гений. А как вы физиологически чувствуете холод или тепло? Ученики Колмогорова, по словам одного из них, испытывали к учителю чувство
— Тяжело ли было с этим сосуществовать — вам, вашим коллегам?
— Мне было очень непросто.
— Почему? Это давит, эта энергия гениальности рядом, или, наоборот, подпитывает?
— И то, и то. Вот он меня пытался к спорту приобщать — у него все ученики были спортивные.
— Так вы потом пошли на лыжах по-настоящему?
— Господи, какое там по-настоящему! Колмогоров ходил на лыжах на десятки километров. Причем он очень характерно ходил, со своими аспирантами: они его обгоняют, потом ждут, потом снова обгоняют. А через некоторое время смотришь — он идет с той же скоростью, а они выдохлись и сзади плетутся.
А меня на лыжи он так и не поставил. Один раз, мне уже было за сорок, когда мы поехали на какую-то конференцию в горах, он велел мне взять с собой лыжи. Я лыжи взял, но всерьёз на них не ходил, однако счел, что это было проявление его расположения ко мне, и был тронут. Он прекрасно знал музыку, пытался меня к музыке приучать,… конечно, воспитывал значительно и в чем-то воспитал.
— То есть он своих учеников не только математике учил, а сразу показывал, что быть моим учеником — означает учиться всему?
— Да. Он приглашал учеников к себе домой, он жил в основном на даче и, как правило, приглашал именно туда. Он был ренессансный человек или даже античный, выстраивал себя как совершенную личность. Колмогоров был одним из трёх великих учёных России, наряду с Ломоносовым и Менделеевым. В термин великий учёный мною вкладывается представление о многогранности. Поэтому, скажем, Павлов и Перельман суть, соответственно, великий физиолог и великий математик, но я не назвал бы их великими учеными. Один из учеников Колмогорова управлял, по его, Колмогорова, словам, атмосферой, другой — океанами: это Обухов, директор Института физики атмосферы, и Монин, директор Института океанологии. Сколько почетных членов Американского общества метеорологов являются классиками теории русского стиха? Вряд ли кто-нибудь, кроме Колмогорова, у которого свыше десятка публикаций по теории стиха.
Колмогоров А. Н. [Письмо поэту мехмата] // Новое литературное обозрение. 1993–1994. № 6. С. 183–187.
Колмогоров А. Н., Кондратов А. М. Ритмика поэм Маяковского // Вопросы языкознания. 1962. № 3.
Колмогоров А. Н. К изучению ритмики Маяковского // Вопросы языкознания. 1963. № 4.
Колмогоров А. Н., Прохоров А. В. О дольнике современной русской поэзии (Общая характеристика) // Вопросы языкознания. 1963. № 6.
Колмогоров А. Н., Прохоров А. В. О дольнике современной русской поэзии (Статистическая характеристика дольника Маяковского, Багрицкого, Ахматовой) // Вопросы языкознания. 1964. № 1.
Колмогоров А. Н. Замечания по поводу анализа ритма «Стихов о советском паспорте» Маяковского // Вопросы языкознания. 1965. № 3.
Колмогоров А. Н. О метре пушкинских «Песен западных славян» // Русская литература. 1966. № 1. С. 98–111.
Колмогоров А. Н., Прохоров А. В. К основам русской классической метрики // Содружество наук и тайны творчества. М.: Искусство, 1968. С. 397–432.
Колмогоров А. Н. Пример изучения метра и его ритмических вариантов // Теория стиха / АН СССР: Ин-т русской литературы (Пушкинский дом). Л.: Наука, 1968. С. 145–167.
Колмогоров А. Н. Анализ метрической структуры стихотворения Пушкина «Арион» //Проблемы теории стиха // Л.: Наука, 1984. --- С. 118–120.
Колмогоров А. Н., Прохоров А. В. Модель ритмического строения русской речи, приспособленная к изучению метрики русского классического стиха // Русское стихосложение. Традиции и проблемы развития. М.: Наука, 1985. С. 113–134.
Колмогоров А. Н., Рычкова Н. Г. Анализ ритма русского стиха и теория вероятностей // Теория вероятностей и её применения. 1999. Т. 44. Вып. 2. С. 419–431.
— Они математические, с формулами? То есть человек гуманитарного склада ничего не поймет?
— Он поймет абсолютно все. Там есть статистические подсчеты, но их не больше, чем у великого филолога Михаила Леоновича Гаспарова, у которого, кстати, Колмогоров был официальным оппонентом при защите докторской диссертации.
— Кажется, он был из простой семьи?
— Нет, по матери он происходил из крупных помещиков Ярославской губернии и имел фамилию Колмогоров по деду. Потому что его отец — по фамилии Катаев — был «ученый землемер», что, как мне объяснил Колмогоров, означало агронома и землемера, имеющего высшее образование по этой специальности. С матерью они не были в законном браке. Мать Колмогорова умерла при родах, проездом с юга, ее сняли с поезда в городе Тамбове, где она и родила. Она умерла, и Колмогорова воспитывали тетки, и он жил в имении деда, а дед был уездным предводителем дворянства и крупной фигурой губернского, а то и более, масштаба.
— Вы говорите — музыка, лыжи, и у вас, должно быть, сложился какой-то круг увлечений помимо математики и лингвистики? Что это за круг?
— Я всегда поэзией интересовался, когда-то ее хорошо знал, некоторые и сейчас считают, что я хорошо её знаю, но я почти все, увы, забыл.
— Романа Якобсона (знаменитый лингвист и литературовед, друг Маяковского, упомянутый в стихотворении «Товарищу Нетте, пароходу и человеку». — Ред.) вам случалось видеть?
— Случалось. И видеть, и говорить, и сидеть за одним столом. Но это не означает, что я знаком с Якобсоном, он меня и не вспомнил бы.
— Я спросила, потому что Якобсон дружил с Маяковским и писал о нем, и мне приятно было бы познакомиться с Маяковским через, как говорится, два рукопожатия.
— Господи, я бы вам показал автографы Маяковского, но они лежат в заставленной комнате, к ним не пробьёшься… Моя теща, с которой у меня были прекрасные отношения, его знала.
— Ух ты… это ее знакомство как-то отражено в литературоведении?
— Отражено.
— А тогда позвольте спросить, как ее фамилия?
— Брюханенко.
— Да. Что, вы знаете Наталию Брюханенко?
— Кто ж не знает?!
— У меня есть книжка Маяковского, на которой его рукой написано: «Глаз в Госиздате останавливать не на ком, кроме как на товарище Брюханенко».
Пойдемте, я покажу вам ее портрет работы Алисы Порéт.
— Что за женщина была Наталия Александровна?
— У меня были с ней прекрасные отношения, хотя с тещами они обычно бывают плохие. Помнится, на её пятидесятилетие 28 ноября 1955 года я прочёл посвящённые ей строки, начинавшиеся так: «Я знаю, что иные тёщи своих зятьев вгоняют в мощи. Но мне, другим зятьям назло, безумно с тёщей повезло». А у моей жены были прекрасные отношения со свекровью, то есть с моей мамой. Наталия Александровна была очень властная, очень красивая. Красивая до самой смерти весной 1984 года. Очень достойная женщина, жила на пенсию и не хотела брать от нас денег, неистово любила своего единственного внука — моего сына.
— Она так и работала в издательстве?
— После войны она работала — сейчас это называется администратор или исполнительный продюсер, а тогда это называлось «директор фильма». Она работала на Центральной студии кинохроники. Директором документальных фильмов, то есть человеком, который все организует.
— А ее вы не спрашивали о той части её жизни, которая была связана с Маяковским?
— Говорила, что в 26 году Маяковский вызвал ее к себе в Ялту телеграммой «Убежденно скучаю». Ну, это всё опубликовано. Она приехала, и он оттуда прислал в Госиздат телеграмму следующего содержания: «Название „Октябрьская поэма“ заменить на „Хорошо!“». Полагаю, что это о чем-то свидетельствует. Но, понимаете, он был настолько старше ее… В Ялте он работал в гостинице и хотел, чтобы она была рядом. Он работал за столом, сажал ее рядом, запирал на ключ дверь. А она через балкон удирала. Потому что там — ну, танцульки какие-то, и ей туда хотелось. Ещё в Москве она раздражала его своими опозданиями. На подаренном ей томе своих сочинений он надписал:
Гулять, встречаться, есть и пить давай, держась минуты сказанной. Друг друга можно не любить, но аккуратным быть обязаны.
И заставил приписать «Согласна» и расписаться. Он сделал ей предложение. Это встревожило Лилю Брик. Лет сорок назад была издана книга «Маяковский в воспоминаниях родных и друзей», там Елизавета Андреевна Лавинская, жена авангардного художника и дизайнера Антона Лавинского, рассказывает о своём посещении Бриков летом 1927 года. По её словам, Лиля была расстроенная и злая, со слезами. Потому что общее мнение было: Маяковский женится на Наташе Брюханенко. Шведский исследователь Бенгт Янгфельдт собрал и издал
— Ну так это не один раз повторялась: он каждой невесте сообщал, что на первом месте у него — Лиля.
— А кому ещё он делал предложение? Безусловно, Веронике Полонской, но почему-то мне сомнительно, чтобы он при этом назначал ей второе место. Кстати, я как-то спросил Лилю Брик, любила ли она Маяковского. Она сказала — нет, я любила всегда только Осю. Она, действительно, настолько любила Осю, что содержала его вдову Евгению Жемчужную. Но вот её заявление, что она Маяковского не любила, противоречит письмам, которые она ему писала.
— Каковы ваши впечатления от Лили Брик?
— Она человек очень умный, очень талантливый (в частности, талантливый скульптор), малоприятный, но умеющий быть обаятельным. Вот первое мое впечатление от Лили Брик — в конце 1948 года мы с моей будущей женой Светланой идем в Консерваторию. И Лиля на моих глазах даёт Светлане десять рублей. Это были большие деньги. Лиля Брик мою жену знала с рождения, а Наталья Александровна и Светлана жили очень бедно. И Лиля Брик всегда, когда встречала Светлану, давала ей десять рублей.
— А как вы спросили Лилю Брик, любила ли она Маяковского?
— Мы с ней встретились на какой-то связанной с Маяковским выставке, и я спросил. Мне довелось задать два вопроса околомаяковским дамам: первый — Лиле Юрьевне Брик о том, любила ли она Маяковского, а второй — я спросил у Вероники Витольдовны Полонской, отказывалась ли она от наследства Маяковского. Оказалось, нет, не отказывалась! Это один их поразительнейших фактов. Ведь было завещание Маяковского, в котором точно написано: «Товарищ правительство! Моя семья — это Лиля Брик, мама, сестры и Вероника Витольдовна Полонская. Если ты устроишь им сносную жизнь — спасибо». Вычеркнули ее, твою мать! — у меня других слов нет. К правительству обратился человек, который «всю свою звонкую силу поэта» отдал служению этому самому правительству, который «себя смирял, становясь на горло собственной песне», — обратился с конкретной просьбой! И после этого Полонскую вычеркивают из списка наследников! Кстати, после смерти в 1978 году Лили Брик и до своей смерти в 1992 году Вероника Витольдовна была бы единственной наследницей Маяковского.
— А вы как относитесь к Маяковскому?
— Я люблю его ранние стихи, до «Облака в штанах» включительно, и самые поздние, предсмертные («Я не спешу, и молниями телеграмм мне незачем тебя будить и беспокоить»). Есть замечательные строки Пастернака, обращенные к Маяковскому и написанные сразу после его смерти:
Ты спал, постлав постель на сплетне,
Спал и, оттрепетав, был тих,
Красивый, двадцатидвухлетний,
Как предсказал твой тетраптих .
Но есть и прижизненное стихотворение:
Я знаю, ваш дар неподделен,
Но как вас могло занести
Под своды таких богаделен
На искреннем вашем пути?
Цветаева замечательно сказала про Маяковского, что двенадцать лет человек убивал в себе поэта, после чего поэт встал и убил человека.
— А кто ваш любимый поэт?
— Если не считать Пушкина, который наше всё, то мой любимый поэт здравствует, я считаю его великим русским поэтом, это Тимур Кибиров.
— Вот вы, получается, и математик, и гуманитарий… а можно задать дурацкий вопрос? Есть мнение, что у математиков и у гуманитариев мозги устроены очень по-разному. У математиков все должно быть объяснено и уложено по полочкам.
— А я сейчас вам задам вопрос. Есть такое выражение — «находиться неподалёку». Как по-вашему, человек находится неподалёку от самого себя?
— Нет.
— Вот! Это у меня такой тест на гуманитарное мышление. У вас — гуманитарное. А я тут имел дело с одной дамой, которая работает в маникюрном салоне, и задал ей этот вопрос. Она сказала — да, конечно, находится. А какое расстояние от человека до самого себя? Уверен, вы скажете, что вообще нет никакого расстояния. А она сказала: «Ноль». Тут я спросил ее, что она заканчивала. Оказалось, политехнический институт. И у нее уже поворот мыслей другой.
— Для меня «неподалёку» означает, что нечто находится на некотором расстоянии от чего-то другого.
— Еще один тест. Некоторые из отношений называются симметричными. Определение симметричного отношения таково: всякий раз, когда А находится в этом отношении к Б, то и Б находится в этом же отношении к А. Ну например: быть родственником — симметричное отношение? Конечно. Ведь если А — родственник Б, то и Б — родственник А. А «быть сестрой» — симметричное отношение?
— Нет.
— Правильно, потому что если А — сестра для Б, то Б не обязано быть сестрой для А, ведь Б может быть братом. Дружба — симметричное отношение (если А дружит с Б, а Б не дружит с А, то дружбы на самом деле нет), а вот любовь — не симметричное, и на этом построено великое множество произведений художественной литературы. «Находиться неподалеку» — это симметричное отношение или нет?
— Я бы сказала, что нет.
— Почему?
— По-видимому, я скажу ужасную глупость: вот я сижу около этого чайника, обращаю на него внимание и тем самым вступаю с ним в какие-то отношения, как минимум делаю вывод: я от него неподалеку. А ему до меня дела нет, он — чайник, он не знает о моем существовании. Он сам по себе.
— У вас, Настя, гуманитарное мышление. Но это отнюдь не означает, что оно хуже математического. Для математика отношение «находиться неподалеку» симметрично. Но лингвисты это опровергают, и, думается, они правы. Вот классический пример: можно сказать «велосипед находится неподалеку от гаража», а сказать «гараж находится неподалеку от велосипеда» — нельзя.