Подавляющее большинство наших (и не только наших) сограждан рассматривает феномен
Исследование примеров вынужденного и криминально-патологического людоедства мы оставим за рамками статьи, ограничившись краткой историко-этнографической подборкой фактов.
Экскурс в прошлое
Существует множество свидетельств того, что в самую далёкую эпоху предки Homo sapiens вкушали мясо своих сородичей. Раскопки на острове Ява (Индонезия ), в Восточном и Южном Китае доказали каннибальскую сущность питекантропов , живших около полумиллиона лет назад. Тамошние «гурманы» предпочитали вскрывать черепа врагов (или друзей?) и лакомиться мозгом . «Китай, Индонезия варварская азиатчина», усмехнётся иной читатель. И будет в корне неправ.
Некоторые группы протоевропейцев отличались теми же вкусами, причём в гораздо менее «изысканных» формах. В 19962006 годах палеобиолог Антонио Росас Гонсалес (
Надо пояснить, что факт близкого родства неандертальцев и собственно людей оспаривается многими представителями научного мира. Согласно результатам анализа ДНК вымерших Homo neanderthalensis, вся «ветвь» неандертальцев «отошла» от генеалогического древа сапиенсов приблизительно 450500 тысяч лет назад, и больше никаких пересечений у нас в родословной вроде бы нет, но косвенные данные и находки странных гибридов дают знать, что данный вопрос далеко не закрыт; впрочем, это тема для другой статьи.
Наши прямые предки, коими считаются кроманьонцы, если судить по свидетельствам, обнаруженным в пещере Ориньяк возле Тулузы, тоже частенько «баловались» мясом своих соплеменников. К тому же выводу нас приводят результаты раскопок на древних стоянках в Хорватии , Северной Италии , Австрии , Швейцарии , Бельгии . На территории Европы подобная практика существовала вплоть до первых веков нашей эры, что отражено в трудах Геродота, Страбона, Святого Иеронима и других историков. Ритуальное и вынужденное людоедство было распространено в глухих уголках Ирландии , Шотландии, Далмации, Испании , Сицилии , Сардинии , Корсики , Скандинавии , Южной Франции , Южной Чехии . В истории России и сопредельных земель признаков массового ритуального каннибализма не зафиксировано вообще. В европейские средние века следов ритуального каннибализма почти нет к людоедству принуждали крайние обстоятельства. Например, голод 13151317 годов.
Конвейер жертвоприношений
Ко времени Великих географических открытий европейская экспансия за пределы христианской ойкумены столкнула белых «цивилизаторов» с этническими группами, для которых поедание человеческой плоти оставалось нормальной практикой. В Африке , в Северной и Южной Америке , в Южной и Юго-Восточной Азии , в Австралии и Океании везде ошеломлённые европейцы наблюдали ритуально-магические и иные формы каннибализма.
Номинальный первооткрыватель Америки Христофор Колумб уже во время своего второго путешествия нашёл неопровержимые доказательства людоедского пиршества на острове Гваделупа в Малом Антильском архипелаге. Но всё меркнет перед той картиной, которая открылась конкистадорам в Мексике . Сами основы государства ацтеков (1,5 миллиона их вполне безобидных потомков проживают в Центральной Мексике и сейчас) зиждились на культе смерти. Массовые человеческие жертвоприношения
После увиденных кровавых ритуалов Эрнан Кортес (
Гораздо полезнее будет напомнить, что столь любимые туристами пирамиды майя с плоской верхушкой предназначались именно для человеческих жертвоприношений, призванных умилостивить жестоких идолов. Трупы с вырванными сердцами сбрасывались с пирамид, после чего съедались крестьянами (чаще всего в виде главного элемента мясной похлёбки с перцем, помидорами и цветками тыквы ).
От Бразилии до Великих равнин в общинах американских индейцев процветали самые настоящие каннибальские оргии, в которых участвовало абсолютно всё население деревень. Помимо ацтеков и майя, особенно «отличились» на этом поприще ирокезы , гуроны и делавэры, любовно описанные Фенимором Купером (
Упоминавшиеся выше индейские этносы и сейчас благополучно существуют (кроме частично уничтоженных, частично ассимилированных тупинамба), насчитывая от нескольких сотен человек (делавэры, гуроны, ботокуды) до многих миллионов (майя). Традиции их, однако, сильно изменились: воспоминания о людоедских ритуалах можно наблюдать лишь в религиозных пантомимах, устраиваемых для туристов. Свою роль сыграло географическое расположение этих племён, оказавшееся в пределах ареалов наиболее интенсивной культурно-хозяйственной деятельности белых переселенцев. На этнической территории ацтеков и майя возникли мегаполисы Мехико , Гвадалахара , на земле квакиутль, вкушавших себе подобных аж до начала XX века, построен центр Западной Канады Ванкувер , племена ирокезской группы со страниц книг Купера перекочевали в окрестности крупнейших урбанистических зон северо-востока США
Индейский каннибализм локализовался ныне в глубине Южной Америки , в труднодоступных районах Амазонской сельвы . Чаще всего местные этносы (яномама, кокама, амауака и др.) «грешат» эндоканнибализмом, то есть поеданием умерших. Тем самым выказывается посмертное уважение, да и мясо к столу примитивных кочевников-собирателей никогда не бывает лишним. Трупы съедаются без остатка: перетёртые кости смешиваются с мучнистой массой и используются для приготовления лепёшек либо добавляются в галлюциногенные напитки. Собственно каннибализм остался только среди племён западной части бразильской сельвы, не контактирующих с представителями правительства. Дикари похищают охотников из более цивилизованных групп, углубившихся слишком далеко в леса, изредка совершают набеги на небольшие поселения.
Современные людоеды
В континентальной Азии ритуальный каннибализм во многом изжит. До 1950-х годов самые дикие этносы китайско-бирманского и лаосско-вьетнамского пограничья занимались охотой за головами, временами съедали пленников или своих же стариков (во время войны с США племенами Юго-Западного Вьетнама были употреблены в пищу несколько сотен американских солдат); к настоящему времени правительства этих стран полностью ликвидировали отвратительную практику.
Не утихают споры среди учёных по поводу тибетских людоедов, приверженцев тайного культа бон в рамках местного ламаизма. Судя по всему, колонизаторская политика Китая во второй половине XX века свела на нет каннибальские обычаи части тибетцев.
История человеческих жертвоприношений весьма продолжительна в Индии . Она тесно связана с индуистскими религиозными представлениями и достигла своего расцвета, что интересно, при британском владычестве. При этом поедание жертв было распространено только на северо-востоке и юге Индии. Ассамцы до начала XX века приносили ежегодные жертвы матери-богине Кали: варёные лёгкие жертв съедали йоги , а аристократия довольствовалась рисом, сваренным в человеческой крови. Ритуальный каннибализм во славу бога Земли Тари Пенну был развит у гондов большого южно-индийского народа.
И по сей день на юге Индии действует маргинальная секта, отпочковавшаяся некогда от религиозного течения вирашиваизм. Её члены (несколько тысяч человек) в обрядовых целях поедают в сыром виде разложившиеся трупы людей и домашних животных, останки сожжённых человеческих трупов, но не брезгуют и живыми людьми.
Говоря о каннибализме в островной Азии, мы, конечно, имеем в виду Индонезию самую «каннибальскую» страну современного мира. В этом государстве есть два знаменитых центра массового людоедства принадлежащая Индонезии часть острова Новая Гвинея и остров Калимантан (Борнео). Джунгли последнего заселяют 78 миллионов даяков, известных охотников за черепами и каннибалов. Самыми лакомыми частями тела у них считаются голова (язык , щёки, кожа с подбородка, извлекаемый через носовую полость или ушное отверстие мозг), мясо с бёдер и икр, сердце, ладони. Инициаторами многолюдных походов за черепами у даяков являются женщины.
Последний по времени всплеск людоедства на Борнео произошёл на рубеже XX и XXI веков, когда индонезийское правительство попыталось организовать колонизацию внутренних районов острова силами цивилизованных выходцев с Явы и Мадуры . Надо ли говорить, что несчастные крестьяне-поселенцы и сопровождавшие их солдаты в большинстве своём были вырезаны и употреблены в пищу! До последнего времени сохранялся каннибализм на острове Суматра , где батакские племена ели приговорённых к смерти преступников и недееспособных стариков.
Большую роль в практически полной ликвидации каннибализма на Суматре и некоторых других островах (Сулавеси , Хальмахера) сыграла деятельность «отца индонезийской независимости» Сукарно и военного диктатора Сухарто. Но даже они не смогли ни на йоту улучшить ситуацию в Ириан-Джая индонезийской Новой Гвинее . Живущие там папуасские этносы (дугум-дани, капауку, маринд-аним, асмат и другие), по свидетельству миссионеров, одержимы страстью к человеческому мясу и отличаются небывалой жестокостью. Особенно предпочитают они человеческую печень с целебными травами, пенисы, носы, языки, мясо с бёдер, ступни ног, грудные железы.
Необходимо отметить, что в восточной части острова Новая Гвинея (независимое государство Папуа Новая Гвинея ) фактов каннибализма фиксируется гораздо меньше, чем в Ириан-Джая. Зато на островах Меланезии (Новая Каледония, Вануату , Соломоновы Острова ) людоеды кое-где встречаются. А в Австралии и Новой Зеландии каннибализм окончательно изжит к концу XIX века.
В Африке случаев каннибализма наблюдается довольно много и сейчас. Связаны они, в основном, с деятельностью тайных мужских союзов Западной Африки («Общество леопардов», «Общество аллигаторов» и др.), и до сих пор распространены в Нигерии , Сьерра-Леоне , Бенине , Того , ЮАР , местными племенами иногда практикуется поедание человеческой плоти в ритуальных целях. Особняком стоит движение Мау-мау в Кении (195060-е годы), прикрывавшее свою сектантскую, откровенно каннибальскую сущность ультранационалистическими, антиевропейскими политическими лозунгами.
В прессе иногда появляются сообщения о случаях ритуального каннибализма в странах Европы и в США, якобы практикующихся в ряде тайных обществ элитарного типа. Но пока эти сведения можно отнести лишь к непроверенным слухам и отдать на откуп популярным таблоидам.
Что можно сказать в завершение? Наш мир несовершенен. Люди мучают, убивают и, наконец, съедают друг друга. Некоторые писатели и философы, особенно приветствующие идею «новых кочевников» и ратующие за тотальную деиндустриализацию, рассматривают каннибализм примитивных этносов в качестве необходимого условия сохранения их национальной идентичности. Другие объясняют это явление в русле фрейдизма , тоже фактически оправдывая его существование. А что бы на это сказал Кортес?..
Читайте также на сайте «Вокруг Света»:
- О племени антропофагов злых...
- «Вокруг света» в гостях у каннибалов
- Кровавая жертва или воззвание к небесам?
- Меланезия
- Рай Ндедема
- Гана. Обзор
- Наследники по прямой