Как-то раз я принимал участие в передаче на
Этот вопрос не застал меня врасплох. Нечто подобное мне приходилось обсуждать ещё в 1994 году, когда я выступал с лекцией на тему «Что знал и что не знал Христос?» в православном лицее им. св. Григория Паламы в городе Заславле под Минском. Пример с квантовой механикой пришел мне в голову, чтобы с полемической резкостью возразить современным радикальным богословам, желающим видеть в Христе обычного еврейского учителя (раввина). Эти богословы утверждают, что в ту эпоху (от смерти Ирода Великого до начала Иудейской войны) в Израиле было немало бродячих проповедников, выдававших себя «за кого-то великого». Вот, мол, Иисус был один из них. В таком случае, вопрос о том, знал ли Иисус квантовую механику, становится, конечно, просто бессмысленным.
Но все не так просто. Чтобы создать такой образ Иисуса-просто-раввина, требуется намеренно закрыть глаза на многие эпизоды, о которых повествуется в Новом Завете. В XIX веке, когда началась так называемая библейская критика, стали подвергать сомнению историчность некоторых сведений, сообщаемых евангелистами. В первую очередь, представители библейской критики стали ставить под сомнение описание чудес, совершенных Христом, а также факт воскресения Христа.
Но если попробовать не подвергать ничего сомнению, а рассматривать сведения, приводимые в Евангелиях и в других книгах Нового Завета просто как факты (пусть и необычные)? Каким тогда предстанет Иисус и что тогда можно будет сказать о Его знаниях?
Вот, например, Иисус говорит ученикам, указывающим на величественные строения
Но есть и третий вариант. Христос точно знал, что произойдет в 70 году н.э., и пытался предупредить евреев о грозящей им опасности. Если мы станем на эту точку зрения, то становятся понятными многие евангельские эпизоды, например, плач Христа над Иерусалимом во время Его торжественного входа в Иерусалим в Пальмовое (Вербное) воскресенье, когда восторженные дети пели ему Осанну. Тогда Христос, нимало не радуясь торжественному приему, «прослезился» и сказал: «Иерусалим, Иерусалим, о если бы ты хоть в этот день познал, что служит к миру твоему. Но ныне сокрыто это от очей твоих».
Но разве может простой человек знать будущее? А если Христос не простой человек, то кто Он? Первый вариант ответа: он пророк, то есть человек, получающий особое знание (откровение) от Бога. Таких пророков знали в Израиле. Одним из них был знаменитый Исайя, впоследствии описанный Пушкиным в стихотворении «Пророк». Но знание пророка ограничивается лишь тем, что ему открыто свыше. Если, скажем, Бог откроет пророку, что земля круглая, пророк будет это знать, а если не откроет, пророк этого знать не будет. Так что если Христос — просто пророк, то он может и не знать квантовой механики, если не получит это знание от Бога.
Собственно, так вначале многие и подумали — например, женщина-самарянка в известном эпизоде «встречи у колодца», описанном в 4 главе
Тогда кто же Он? И кто вообще может и имеет власть ответить на этот вопрос? Ключевым здесь, с точки зрения русского философа
И тут, согласно толкованию Владимира Соловьева, происходит нечто необычное. Ученики, до этого говорившие наперебой, вдруг замолкают, и от их имени говорит один Петр: «Ты Христос, Сын Бога Живого». Владимир Соловьев видит здесь указание на первенство апостола Петра, на промыслительную роль его самого и его преемников — римских пап — в Церкви, то есть в том необычном обществе, которое Иисус Христос обещает там же, в беседе с учениками в Кесарии Филипповой, основать на Петре, как на некой скале (здесь обыгрывается семантика имени Петра: Петр по-гречески — скала). На самом деле Владимир Соловьев не сказал ничего нового, но лишь повторил толкование этого евангельского эпизода, данное ему
Если принять такое толкование, то вопрос о том, кто такой Христос, надо адресовать Церкви — точнее, преемнику Петра, папе римскому. А Римская Церковь учит, что Христос — истинный Бог и истинный Человек. Это учение было провозглашено на Вселенском соборе, состоявшемся в Халкидоне в 451 году. Участники этого собора — епископы, собравшиеся со всех концов Римской империи, приняли догматическое постановление — орос, — посланное на собор папой Львом Великим. Когда орос Льва был зачитан, участники собора, по преданию, единодушно воскликнули: «Устами Льва глаголет Петр».
Итак, Христос, согласно учению
Тогда вопрос: «Знал ли Христос квантовую механику?» можно переформулировать так: «Знает ли Бог квантовую механику?» Ответ очевиден. Ведь Бог создал мир, подчиняющийся законам квантовой механики, как же Ему не знать её?
Но это проясняет вопрос не до конца: Христос — не только Бог, но и человек, то есть он обладает разумной душой, памятью, воображением, даже свободной волей (утверждение о существовании человеческой воли у Христа было принято на VI Вселенским соборе в Константинополе в 680 году). И тогда обсуждаемый вопрос можно поставить иным образом: «Знал ли Христос как человек квантовую механику?»
На этот вопрос нам не ответить, не выяснив цели
В 2000 году в
Чтобы ответить на вопрос о цели Боговоплощения, обратимся к трактату средневекового богослова Ансельма Кентерберийского (
Но современному человеку, как ни странно, более понятен ответ на вопрос о цели Боговоплощения, который дал ещё апостол Петр, когда обратился с проповедью к иудеям в Иерусалиме: «Христос пришел, чтобы избавить нас от власти дьявола».
Правда, этот ответ ведет к новым вопросам. Например: кто такой дьявол? Согласно учению Римской Церкви, сформулированному на IV Латеранском соборе 1215 года (по счету Римской Церкви — это XII Вселенский собор, но православные церкви его таковым не признают, так как он состоялся уже после разделения Церквей), «Бог от начала из ничего сотворил двоякое творение: ангельское и мирское, а затем человека… Демоны поначалу были добрые, но по своей воле сделались злыми. Человек же согрешил по наущению дьявола».
Развивая и конкретизируя ответ Петра, Фома Аквинский (
Вспомним, что некоторые ангелы пали и превратились в демонов. Согласно Фоме, после грехопадения падшие ангелы не утратили своих знаний и могущества. Таким образом, можно поставить вопрос: «Знают ли падшие ангелы квантовую механику?», и, следуя логике Фомы, мы будем вынуждены ответить на этот вопрос утвердительно.
Апокалипсис — завершающая книга Нового завета — описывает грандиозное сражение с силами зла. Иисус Христос, каким Он описан в Апокалипсисе, — это могущественный вождь, военачальник, который поведет в решающую битву с дьяволом при Армаггедоне войско из 144 тысяч избранных и запечатленных особой печатью праведников-девственников. А хороший военачальник, чтобы победить, должен превосходить знаниями своего противника — в данном случае, дьявола. Все то, что знает дьявол, должен знать и Иисус Христос. А если дьявол научил лжепророка «совершать великие чудеса», в том числе и «низводить огонь с неба на землю», то и Христос не только должен знать, как это дьяволу удается, но и знать многое из того, что неизвестно и самому дьяволу. Знание квантовой механики в масштабах этой великой и последней войны предстает не таким уже важным. Ведь глупо было бы спрашивать: «Знает ли маршал Жуков устройство автомата Калашникова?».