Западная университетская архитектура в последнее десятилетие привлекает все больше внимания и вызывает все больше споров. Вместо скромных корпусов с аудиториями и практичных общежитий в студенческих городках возникают причудливые дома-скульптуры, спроектированные первыми именами мирового зодчества. Поклонники современной архитектуры восхищаются эффектными зданиями, которые немедленно становятся местными достопримечательностями, собирают туристов и привлекают журналистов. Резко настроенные критики говорят, что «стархитекторы» (так называют звезд архитектуры, которые могут поспорить в популярности с голливудскими знаменитостями) воспроизводят свои фирменные формы, не всегда стараясь угодить клиенту, — тот должен быть уже счастлив, что попадет в историю архитектуры. А студенты и профессора, ради которых все, кажется, и затевалось, остаются где-то на периферии, и так до конца неясно — хорошо ли им живется и работается в эффектных строениях модных деконструктивистов, модернистов и органиков.
От Босворта к Гери и Холлу
В авангарде движения за модную университетскую архитектуру оказался Массачусетский Технологический Институт (MIT) — один из старейших частных университетов Америки . Его начинал строить знаменитый в 1900-х архитектор Уильям У. Босворт (
Многие считают, что эти здания оказались далеко не так функциональны, как того требует университетская практика. При этом обошлись они университетам в огромные суммы, и все предварительные бюджеты были превышены. MIT избежал бы многих проблем, обратившись к другим известным авторам с хорошей репутаций и большим опытом учебного проектирования и строительства. Но без ареола звездности. Однако университет предпочел сделать ставку на бренды.
Историк Томас П. Хьюз (
Частное финансирование всегда играло для MIT основную роль, а с тех пор, как в начале нового столетия государственные дотации совсем иссякли, она ещё больше возросла. На яркий архитектурный проект всегда легче найти деньги, чем на скучное, но практичное здание. Ведь спонсоры платят за то, что их имя навсегда присваивается кампусу или колледжу. В частности, Stata Center, построенный Гери, назван в честь Рея и Марии Стата (Ray and Maria Stata), его две башни носят имена Билла Гейтса (Bill Gates) и Александра Дрейфуса младшего (
Stata Center. Сбой в программе
Необходимость в новом здании для Лаборатории вычислительных методов и исследований искусственного интеллекта (
Заседания проходили уже в 90-х, когда зодчие стали узнаваемыми лицами светской хроники. К письму прилагался список потенциальных авторов, который возглавлял Фрэнк Гери. «Стархитектор» номер один,
Если смотреть на строение Гери из холла соседнего с ним Центра исследований мозга и когнитивных наук (тоже построенного совсем недавно, хотя и по значительно более традиционному проекту), оно кажется не то недостроенным, не то уже начавшим разрушаться. Фото: Андрей Семашко / «Вокруг Света»
Со временем, после обсуждений и переговоров в списке остались два кандидата — Гери и компания Pei Cobb Freed & Partners, причем у второй было явное преимущество. Вот протокол одного из заседаний: «…Здания этой фирмы не „сбивают с ног“ эффектной внешностью, но зато отличаются вниманием к деталям и хорошим качеством исполнения». Но собеседования с членами попечительского совета и влиятельными выпускниками, на чьи пожертвования можно было рассчитывать, показали, что средства скорее найдутся под громкое имя и внешний эффект, чем на добротное утилитарное строение. То есть «прибамбасы» оказались необходимы, и заказ отдали Гери.
Приехав в MIT, знаменитость поинтересовалась, как живут и работают студенты, профессора и ученые. Гери выслушал идеи по социальному наполнению здания (так в плане появились кафе, тренажерный зал и детский сад), пожелания по свету, количеству книжных полок и прочим нуждам будущих обитателей Stata Center. И, как всегда, трансформировал их в свой фирменный образ. Сначала он демонстрировал видение архитектурных объемов на примере деревянных брусочков, потом показал «Клиентскому комитету» их эффектную 3D версию. Профессора мало что поняли в этих фокусах и были очарованы.
Снаружи здание кажется нагромождением искривленных, падающих стен. Это любимый прием Гери — строить так, чтобы сооружение казалось незаконченным. Первые этажи отданы под общие нужды. Над ними возвышаются башни от четырех до девяти этажей с аудиториями и лабораториями. Спору нет, получилось красиво и необычно. И очень дорого: бюджет увеличился в процессе работы почти вдвое — с $160 млн. до $315 млн.! Обычные для Гери изломанные титановые плоскости смотрятся эффектно, хотя смущает очевидная визуальная нестабильность башен. Но главное — пригодна ли эта скульптура для долгосрочного ежедневного использования и возможной трансформации в соответствии с нуждами времени?
В старом, обветшалом и неудобном корпусе ученым приходилось сидеть в клетушках-кабинетах, выходящих в длинные коридоры. Тогда на каждом этаже они организовали своеобразную игровую комнату, где можно было собираться для обсуждений и отдыха. Гери везде где возможно убрал глухие стены, исходя из того, что люди, занимающиеся информационными технологиями, — асоциальные одиночки и их надо вернуть в общество хотя бы и принудительно. Теперь некоторые сравнивают пространство с зоопарком. Многие заклеили бумагой стеклянные перегородки, чтобы обрести уединение, необходимое для работы.
В то же время на «студенческой улице» — коридоре первого этажа, который петляет, то расширяясь, то сужаясь, все сталкиваются и натыкаются друг на друга. Так говорят критики. У сторонников этого необычного здания свои аргументы. Они видят в сложной архитектонике символ постоянного развития, им нравится, что эстетика соответствует современности, и вообще считают, что яркая архитектура — один из инструментов педагогического воздействия на студентов.
Кроме субъективных аргументов, есть объективные. Спустя всего три года после открытия Стата Центра
(
Stata Center) пришлось капитально отремонтировать. Стены кое-где потрескались из-за ошибок в системе дренажа! Зимой снег и лед, накопившись на крышах корпусов, расположенных под необычными углами, падали вниз. Во многих местах появились протечки, плесень. В конце прошлого года MIT подал на Гери и подрядчиков в суд, чтобы вернуть потраченные на ремонт полтора миллиона долларов. Подрядчики уверяют, что предупреждали автора об опасностях. Гери молчит.
Simmons Hall. Койкоместо по цене коттеджа
Второй шедевр современной архитектуры, удостоенный десятка профессиональных призов, построил на Чарлз-ривер Стивен Холл, мастер, которого считают чутким к экологическим проблемам и социальным нуждам. Ему выпало проектировать дормиторий. Как идеал, которому автор должен стремиться, заказчики видели Бейкер-хауз, созданный в 1949 году Алваром Аалто. Это самая известная и крупная постройка финского мастера в США, любимое общежитие всех обитателей MIT — в нем, по всеобщему признанию, и сейчас живет удивительный дух студенческого братства.
С проектированием нового общежития для первокурсников у Холла сначала не задалось: первый вариант был отвергнут комиссией. Время шло, сроки поджимали, второй вариант был принят, но с оговорками. Холл шел на компромиссы неохотно. «Было ясно, что дизайнер ни за что не откажется от своей эстетики ради наших идеалов общности и взаимодействия», — вспоминал один из участников обсуждений.
Архитектор покрасил здание в разные цвета (границы совпадают с делением на блоки, в которых живут студенты разных факультетов), спроектировал театр и другие пригодные для сбора и коммуникации пространства — кафе, ресторан, несколько многофункциональных атриумов, террасы. Как всегда у Холла, это дом-метафора. Разноцветный монолитный блок, вытянутый параллельно реке вдоль университетского футбольного поля, прорезан множеством окон (по десять на каждую комнату).
Роль их функциональна — летом в маленькие проемы попадает меньше солнца и в помещении не жарко, зимой, напротив, таким образом удается «поймать» низко стоящее солнце. Так экономится электроэнергия и рождается образ. «Нашей концепцией была пористость, — рассказывает автор. — Мы исследовали множество вариантов, стараясь создать ощущение открытости. Простейшая метафора — это морская губка. Она прорежена множеством отверстий, углубляющихся в разных направлениях. Губка может впитать жидкости в несколько раз больше, чем её собственный вес, и не изменить при этом свою форму».
Намек на знания, которые должны впитать студенты, очевиден. Вышло же так, что губка впитала невероятный объем средств. Все бюджеты, как и в случае с Гери, были превышены. В том числе и благодаря самому Холлу, который настаивал на выборе определенных субподрядчиков для изготовления отдельных деталей. Каждая койка в этой «общаге» обошлась благотворителям почти в триста тысяч долларов — столько стоит типовой коттедж из трех спален в одноэтажной Америке.
Начинающий архитектор Джозеф Поллак (Joseph E. Pollack) решил поинтересоваться
Внутри Simmons Hall архитекторы Стивена Холла предусмотрели множество удобных помещений — для досуга и занятий. Иногда только кажется, что всем им немного не хватает света. Фото: Андрей Семашко / «Вокруг Света»
Как выучить теорию?
Одна из последних громких публикаций о звездных творениях, в том числе на ниве образования — книга Джона Сильбера (
Помягче высказывается Артур Дж. Лидски, президент и старший консультант
Например, как можно не увлечься теоретическими построениями основателя волновой архитектуры Питера Айзенмана (
Где истина, судить со стороны трудно, даже если сами обитатели новых зданий разделились на их сторонников и противников. Но есть примеры, безмерно удивляющие и заставляющие подозревать, что критики могут оказаться во многом правы. Архитекторы-бренды делают из каждого проекта самопрезентацию. Из самого свежего: классицист (редкая птица в современном градостроительстве)
Как ни странно, большинство студентов, учащихся в MIT, проявляют себя традиционалистами: они стремятся поселиться в вытянувшемся вдоль Чарлз-ривер Бейкер-хаузе, построенном 60 лет назад по проекту Алваро Аалто. Фото: Андрей Семашко / «Вокруг Света»
Кажется, что все эти проблемы от нас пока ещё далеки. Однако западные мастера сейчас предлагают очень много проектов для России — это для них огромный новый рынок сбыта, где крутятся шальные деньги. Когда у институтов появятся средства, чтобы строиться, им тоже в два счета нарисуют много эффектных эскизов и 3D презентаций. Останется только найти инвесторов и ждать, что домик занесут в список