Этот кубический дом площадью 86 квадратных метров построен по проекту бюро
Если бы такой объект создавался в оживленном поселке, местные жители наверняка были бы обеспокоены тем, что новый дом их соседей стал объектом нападения хулиганов с баллончиками. Но здесь, в поле во Владимирской области, у строительства не было зрителей.
Дом появился на природной территории, лишенной всяческого городского или даже деревенского контекста. Это участок с крутыми берегами над одним из притоков Клязьмы и характерными сезонными особенностями: весной река разливается, закрывая существенную часть суши. Самом сложным было найти такое место для дома, чтобы он был заметен и выделялся в контексте планируемого на этой территории поселка, остальные постройки которого будут совершенно другими.
Оформлением фасада занимался сам художник, поэтому дом «говорит» именем своего владельца Спайдер, многократно повторенным на фасаде. Все варианты написания имени разные: граффити перенесены на стены с архивных эскизов, которые художник собирал на протяжении многих лет и впервые воплотил в уличном пространстве именно здесь.
Жанр граффити появился в метрополитене Нью-Йорка в 20-30 годы прошлого века: жители разных районов мегаполиса помечали переходы и вагоны своим именем, чтобы оставить след в городском пространстве. С тех пор разноцветные абстрактные рисунки, в которых далеко не каждый зритель сумеет найти зашитые текстовые послания, стали привычным атрибутом урбанизированной среды для жителей городов на всех континентах. И если на глухих фасадах мы привыкли видеть яркие полотна с понятными образами, то граффити чаще появляются в среде менее дружелюбной, чем магистральная развязка или промышленная территория после редевелопмента, где в бывших производственных цехах наливают спешелти-кофе, продают винил или мыло ручной работы.
Чтобы дом в природном окружении стал полотном для синтеза городских искусств и загородной архитектуры, важно было сделать очень простую и монументальную форму. Поэтому дом приобрел форму куба с толстыми стенами. И лишившись своего обычного адресата (случайного прохожего или работника ЖКХ), а еще городского контекста, имя, нанесенное на фасад, обретает совсем другой смысл.
Визуально легкий проект на самом деле рассказывает о взаимоотношениях между архитекторами и граффитистами. Уличные художники, создающие свои работы нелегально, морально готовы к тому, что их работа может быть уничтожена через час, день или месяц. В то время как работа архитектора после завершения строительства должна существовать десятилетия в виде, близком первозданному, и быть актуальной времени. А различные интервенции уличных художников на объекте архитектуры редко встречают одобрение.
Здесь же деконструированы все эти принципы. Художник помечает своим творческим именем собственный дом, лишенный городского контекста. А его архитектура изначально создана такой, чтобы стать не только функциональным и эмоциональным пространством для жизни, но и выступить в роли холста. Результатом взаимодействия сторон, часто противоборствующих в городском пространстве, становится симбиоз искусств, воплощенный в образе этого дома.
Посмотрите также, какие пять «звериных» граффити недавно оставил на улицах Лондона Бэнкси.