Знаменитая статуя Свободы, неизменно встречающая всех прибывающих в Нью-Йорк морским путем, была преподнесена в дар американскому народу Францией в честь 100-летия обретения Соединенными Штатами Америки независимости. Свободные жители Нового Света недолго оставались в долгу — не прошло и трех лет со дня открытия нью-йоркской статуи, созданной французским скульптором Фредериком Огюстом Бартольди, как американцы сделали ответный шаг — 15 ноября 1889 года, ко дню 100-летнего юбилея Французской революции, они подарили Парижу уменьшенную копию знаменитой леди, выполненную тем же Бартольди. Благодарные парижане установили ее у моста Гренелль, став первыми, естественно, после нью-йоркцев, счастливыми обладателями символа демократии и свободы. И далеко не последними…
Первоначально названная «Свободой, освещающей мир», статуя, по замыслу автора, должна была, величественно возвышаясь над Нью-Йоркским причалом и держа в руке факел, приветствовать людей, прибывающих в Штаты из всех уголков мира. Семилучевая корона на ее голове символизирует 7 океанов, а также 7 континентов, а 25 окон, расположенных в короне, соответствуют 25 природным минералам. Тога — это символ Республик Древней Греции и Рима, а факел в правой руке — эпохи Просвещения. В левой руке у статуи — Книга Законов, а разорванные цепи, лежащие у ее ног, отождествляются с торжеством победы над тиранией.
До 1899 года статуя Свободы оставалась самым высоким сооружением Нью-Йорка. В сентябре 1972 года в основании статуи был открыт Музей заселения Америки, в котором можно проследить историю страны от первых ее коренных жителей, индейцев, до прибывавших на континент с начала XX века многочисленных иммигрантов.
Рука дружбы
Если задаться целью сравнить картину французского живописца Делакруа «Свобода, ведущая народ» со статуей «американской леди», стоящей у входа в Нью-Йоркскую бухту, можно обнаружить несомненное сходство в образах обеих «Свобод». И дело здесь не только в похожих побудительных мотивах, но и в том, что история этих двух государств в определенный момент времени переплелась настолько тесно, что это вряд ли могло быть иначе.
Начать с того, что без поддержки Франции североамериканские колонии Британской империи, возможно, и не получили бы долгожданной независимости. Мало того, что Великобритания являлась вечной соперницей Франции, а последняя, будучи привержена республиканским идеям, всячески поддерживала антибританские настроения жителей 13 североамериканских колоний, причем не только на словах, но и на деле: в нужное время в нужном месте оказался крайне влиятельный и деятельный француз, ставший весьма значительной фигурой в освободительной войне, ведущейся в Северной Америке.
Мари Жозеф Поль Ив Рош Жильбер дю Мотье маркиз де Лафайет — выдающийся военный и государственный деятель, принадлежавший к высшим слоям французской аристократии, в 1771 году ушел в отставку из французской армии специально для того, чтобы принять участие в революционных событиях в Северной Америке. Там он, получив звание генерала, действовал под непосредственным командованием Джорджа Вашингтона.
Военный гений маркиза очень пригодился в ходе освободительной войны, особенно ярко он проявился в битвах при Брендивайне и Йорктауне. Последняя была настолько успешной для американцев, что послужила поводом для начала мирных переговоров между британским королем Георгом и повстанческими силами.
Помимо этого, французское правительство оказывало восставшим массированную военную и финансовую поддержку. Итогом восьмилетней борьбы стал Версальский мирный договор 1783 года, по которому Великобритания вынуждена была признать полную независимость Соединенных Штатов Америки. А в 1776-м, еще в ходе войны, во время 4-го Континентального конгресса представителей английских колоний была принята знаменитая Декларация независимости, положившая начало образованию нового самостоятельного государства.
В основу Декларации был положен проект Томаса Джефферсона, составленный в республиканском и демократическом духе и провозглашавший равенство всех людей перед законом и их неотъемлемые права на «жизнь, свободу и стремление к счастью».
Рождение Свободы
Сначала Бартольди изготовил уменьшенную в несколько раз гипсовую модель статуи, которую поддерживали деревянные конструкции. Затем эту модель разделили на 300 частей, каждая из которых была увеличена до полного размера, что потребовало сложнейших математических расчетов. После этого к каждой увеличенной части было прикреплено полотно ламинированного дерева, способного принимать форму того объекта, к которому его присоединяют.
Далее по этим деревянным формам были изготовлены уже бронзовые части, для чего листы бронзы толщиной 2,5 мм набивали с помощью молотков, там же, где форма была особенно сложна, листы нагревали. Между собой бронзовые детали соединялись посредством стальных полосок шириной чуть более 5 см и стальных стержней, что придавало всей конструкции необходимую жесткость. Всего было изготовлено 350 таких частей.
От идеи до ее воплощения
Спустя почти 100 лет после этих событий небольшая группа французских интеллектуалов, оппозиционно настроенных к режиму Наполеона III, собравшись вместе в один из вечеров, бурно восхищалась американскими свободами. Хозяин того памятного вечера, французский историк, юрист и страстный почитатель американской политической системы Эдуард Рене Лефебр де Лебейль, называвший Францию и США «двумя сестрами», высказал весьма оригинальную идею о том, что было бы неплохо подарить Америке к столетию обретения ею независимости статую, символизирующую Свободу.
В числе присутствующих на вечере у Лебейля был и 31-летний французский скульптор Фредерик Огюст Бартольди, которому идея создания статуи показалась весьма интересной. Но, как это часто бывает, даже самые искренние порывы, высказанные в минуты душевного подъема, далеко не всегда или уж, по крайней мере, отнюдь не сразу воплощаются в дела. Так и здесь, даже весьма заинтересовавшийся этой мыслью скульптор напомнил о ней Лебейлю лишь спустя год. А вот уж этому напоминанию не суждено было кануть в Лету.
Лебейль, с новой силой загоревшийся мыслью о воплощении предложенного им же проекта, взялся за дело. В первую очередь в связи с колоссальными расходами, к которым должно было привести его воплощение, он предложил подарить Америке статую с тем условием, что американцы сами соорудят для нее пьедестал и установят подаренный монумент.
Это предложение было одобрено обеими сторонами, и в 1875 году во Франции начался сбор средств на сооружение статуи. К сожалению, самому Лебейлю так и не удалось увидеть ее в законченном виде, он умер в 1883 году…
Бартольди же в 1871 году посетил Америку и, познакомившись там с президентом Улиссом Грантом и знаменитым поэтом Генри Лонгфелло и произведя на них самое благоприятное впечатление, был буквально очарован этой страной.
Вернувшись домой, он с увлечением работал над проектом статуи маркиза Лафайета, которая спустя пять лет была подарена Францией Нью-Йорку. Наконец, пришло время, когда Бартольди приступил к работе над доверенным ему проектом статуи Свободы.
А так как ее гигантские размеры и колоссальный вес диктовали необходимость разработки и создания мощнейших поддерживающих конструкций, выдерживающих тонны меди и сохраняющих устойчивость статуи при немалой силе ветра, к работе был привлечен очень хороший инженер — Александр Гюстав Эйфель. Будущий создатель всемирно известной парижской башни выполнил поставленную перед ним задачу с блеском.
Задача для Эйфеля
Гигантские размеры статуи и колоссальный вес ставили перед инженером проекта Александром Гюставом Эйфелем необыкновенно сложную задачу по разработке и изготовлению поддерживающих конструкций, которые должны были не только выдерживать 100 тонн меди, но и сохранять устойчивость статуи при ветре, скорость которого в заливе у острова Бедлоу доходит до 80 км/час.
Три опорные рамы: самая большая — для тела, средняя — для головы и самая маленькая — для руки, обеспечили «американской леди» высотой с 22-этажный дом максимальную устойчивость. Отклонения ее оси при сильнейших ветрах на протяжении 115 лет существования не превысили 7,6 см.
Размеры и вес
Вес статуи от основания пьедестала до верхушки составляет 225 тонн, 100 тонн весит медная часть монумента, 125 тонн — стальные конструкции.
Высота от основания статуи до факела составляет 46,5 метра, от основания пьедестала до факела — 92,99 м. Высота пьедестала — 46,7 м. Длина правой руки — 12,8 м. Максимальная ее толщина — 3,66 м. Длина указательного пальца — 2,4 м. Талия Свободы составляет 10,67 м, длина ее носа — 1,48 м. Величина головы от уха до уха равняется 3,05 м, а расстояние между глазами составляет 0,76 м.
Тернистый путь
И тем не менее вскоре стало очевидно, что вопреки первоначальному плану не только доставить в Америку, но и просто закончить статую к 100-летнему юбилею не представляется возможным, а потому было решено отправить к этой дате в Новый Свет только руку Свободы, держащую факел. Но несмотря на то что несколько десятков рабочих занимались ее сборкой по 10 часов в день и по 7 дней в неделю, даже эта часть статуи не была готова в срок и прибыла в Нью-Йорк только в августе 1876 года, когда Международная филадельфийская выставка, посвященная грандиозному событию, уже практически закончила свою работу.
Завершили статую Свободы 21 мая 1884-го, а 4 июня того же года она была формально передана американскому послу во Франции Леви Парсону Мортону главой Франко-Американского союза Фердинандом Лессепсом, строителем Суэцкого и организатором сооружения Панамского каналов.
«Американский» период истории создания статуи Свободы начался 22 февраля 1877 года. В тот день, являвшийся днем рождения национального героя Америки Джорджа Вашингтона, конгресс одобрил использование острова Бедлоу, выбранного Бартольди в качестве места для установления монумента.
Первый камень в основание пьедестала памятника был заложен 5 августа 1884 года. Он покоился на фундаменте Форта Вуда, возведенного здесь еще в 1811 году. Необходимые на строительство пьедестала деньги поначалу собирались крайне тяжело — известные американские миллионеры не горели желанием тратить на это предприятие ни цента, а большинство американцев вообще считали, что коль скоро статуя — это дар городу Нью-Йорку, то именно его жители и должны взять на себя все расходы. Ситуация начинала приобретать угрожающие формы.
И тут свой голос в защиту проекта подал Джозеф Пулитцер — тот человек, который известен как основатель престижной международной премии, названной его именем и присуждаемой за достижения в области журналистики. На страницах принадлежащей ему газеты World Пулитцер развернул беспрецедентную критикански-агитационную кампанию, резко осуждавшую граждан, а особенно людей состоятельных, за непростительную пассивность и отсутствие должного патриотизма, и призывавшую жертвовать на сооружение пьедестала всех, кому небезразлична идея, призванная символизировать столь почитаемую в Америке свободу.
Результатом этой газетной пропаганды стал тот факт, что к лету 1885-го была собрана необходимая сумма, составившая 225 000 долларов, из них — 125 000 удалось собрать Американскому комитету по строительству и 100 000 — Джозефу Пулитцеру.
И, наконец, в июне 1885 года статуя Свободы прибыла из Руана в Нью-Йорк. 350 ее частей, упакованных в 214 ящиков, были доставлены в городской порт на фрегате Isere.
Сборка производилась в течение четырех месяцев, за это время без помощи каких-либо внешних конструкций рабочие к возведенному на первом этапе металлическому каркасу прикрепляли бронзовые части статуи с помощью 300 000 бронзовых же заклепок.
28 октября 1886 года президент Соединенных Штатов Америки Гровер Кливленд официально принял статую, преподнесенную французским народом в дар американскому. В его речи, посвященной этому событию, были такие слова:
До начала Первой мировой войны символом Америки была фигура Колумбии. Но когда Министерство финансов США в надежде покрыть хотя бы часть военных расходов дало разрешение на печать плакатов с изображением статуи Свободы, получив выручку с продаж, составившую почти половину военного бюджета, то стало ясно, что же именно является подлинным символом свободы и независимости страны.
15 октября 1924 года 30-м президентом США Кальвином Кулиджем статуя Свободы была объявлена национальным памятником государства.
Образец для подражания
Неизвестно, то ли образ Свободы, явленный миру французом Бартольди, оказался настолько привлекательным, то ли Америка своим богатством и едва ли не всеобщим благополучием стала стимулом для подражания, своеобразным эталоном. Но стремление к обретению своей «Свободы», пусть и не такой масштабной, как оригинал, приобрело в некоторых странах буквально массовый характер.
Не считая самой Америки, где помимо главной установлено еще несколько статуй Свободы, во Франции, кроме первой, подаренной, их больше 10, в Англии — две. Такие же (или почти такие же) статуи есть в Китае, Аргентине, Таиланде, Японии и не только.
Масштабная реставрация
В 1916 году читатели газеты World по призыву ее издателя Джозефа Пулитцера собрали средства на изготовление и установку конструкций для подсветки статуи в ночное время и на то, чтобы сделать факел в руке Свободы стеклянным.
В 1981 году встал вопрос о том, что статуя Свободы нуждается в реставрации. И не только потому, что подходило время ее 100-летнего юбилея — за многие годы монумент, стоящий на берегу залива и непрерывно находящийся под влиянием сильных ветров и насыщенного солью воздуха, подвергся значительным повреждениям.
На медной поверхности статуи появились тысячи мелких отверстий, к тому же произошло искажение некоторых металлических конструкций, а все предыдущие попытки привести статую в надлежащий вид должным успехом так и не увенчались. А потому в 1981 году был создан французско-американский Комитет по реставрации статуи Свободы.
Средства на проведение реставрационных работ было решено собирать исключительно на частные пожертвования. В 1984-м, когда появилась необходимая сумма, началась реставрация. В течение двух лет 500 рабочих и специалистов произвели замену 1600 металлических креплений, поддерживающих медную оболочку статуи, очистку всей поверхности от многолетних отложений различного свойства, укрепление соединений между правой рукой статуи и основной конструкцией.
Помимо этого, была реконструирована смотровая площадка, располагающаяся в голове статуи, а также сооружены два пассажирских лифта — первый протянулся от уровня входа до плеча статуи, второй расположился в пьедестале. Кроме того, в пьедестале были сделаны разные лестницы одна для спуска, другая — для подъема.
Общая сумма затрат на все реставрационные работы составила 87 миллионов долларов. Торжественное открытие обновленного монумента было приурочено к 4 июля 1986 года — Дню независимости Соединенных Штатов Америки.
Материал опубликован в феврале 2002, частично обновлен в октябре 2024