Раз в год султан Джокьякарты в сопровождении свиты совершал паломничество в долину Кеду к вулканам-близнецам Мирапи и Мирбабу, чтобы выпросить для страны божеского благословения и отвести от нее все беды и проклятья. И все же в 1006 году стихия обрушилась на благодатную землю восточной части острова Ява.
Беда в Кеду пришла неожиданно, с восходом солнца. Клубы раскаленного песка, потоки грязи и вулканической лавы сметали все на своем пути. Жертвой этого бедствия стал Боробудур — крупнейший памятник буддийской архитектуры, сооруженный около VIII–IX веков, своеобразное магическое отображение системы мира и космического порядка с точки зрения буддизма.
Мироздание в камне
Боробудур воплощает собой буддийскую идею о восьми ступенях на пути к просветлению. Храм имеет вид огромной ступенчатой пирамиды (ступы), возведенной на склонах земляного холма, наверху которого помещена пагода, олицетворяющая конечную цель религиозного учения — нирвану.
Его цоколь символизирует мир плотских вожделений, следующие четыре яруса — борьбу человека за подавление желаний, а три круглые террасы — последние этапы приобщения к нирване. Вдоль нижних террас тянутся барельефы, которые открывают взору паломников эпизоды из раннего существования и грядущей жизни Гаутамы Будды, буквально «просветленного».
В храме насчитывается около 500 фигур Будды, которые подают верующим знак рукой: на восточной стороне пирамиды они призывают землю в свидетели правоты своего учения, на южной обещают верующим исполнить все их желания, на западной стороне застыли в позе медитации, на севере вдохновляют паломников идти дальше по пути спасения.
Начиная с обрядовой лестницы на той стороне, где восходит солнце, 120 рельефов изображают Будду, решившегося ради спасения человека на 12 перерождений. Как повествует легенда, для своего последнего перевоплощения он избрал семью правителя племени шакиев; ребенком и юношей Сиддхартха Гаутама совершал удивительные чудеса.
Будда Сиддхартха наставлял народ назидательными притчами, которые позже были записаны поэтами-мистиками и служили доказательством существования бога. Это мудрые, удивительные сказки, «Джатаки». 720 барельефов изображают сцены из священных легенд в первых галереях храма. Над ними в великолепных каменных гротах восседают фигуры Будды. Небесные создания и магические чудовища — макарас — защищают от всех зол грешного мира ворота, через которые к вершине поднимаются паломники.
Потеря и обретение
Боробудур представлял собой полную противоположность несовершенной жизни. Это был символ неба. Здесь, в полутьме галерей, человек погружался в состояние духовного единения с божествами.
Долгое время Боробудур считался духовным центром Явы. Но люди оставили его, вулканический пепел засыпал террасы. Джунгли со всех сторон обступили и поглотили Боробудур. Тайный страх вынуждал людей сторониться этого злополучного места. Говорили даже, что фигуры Будды будто бы превратили в камень принцев одного грешного рода.
Но все же Боробудур не был окончательно забыт. В 1814 году по поручению губернатора Явы была прорублена просека, ведущая к вершине священного холма. Ответственность за восстановление и сохранение исторического памятника была возложена на голландские и индонезийские власти (в то время Индонезия находилась в торгово-военной сфере влияния Голландии).
Однако первые реставрационные работы по спасению храма были проведены только в 1907–1911 годах. Под руководством старшего лейтенанта инженерных войск Теодора ван Эрпа были восстановлены верхние террасы и пагоды, из земли выкопали большое количество отломившихся в результате землетрясений и под действием времени голов скульптур и части балюстрады.
Собранный заново
Но вскоре над Боробудуром нависла новая угроза. Видимо, из-за неисправности древней системы отвода дождевых потоков. Почва холма, на котором был сооружен храм, стала постепенно размываться во время тропических ливней — в год в Индонезии выпадает 2000 миллиметров осадков. Боробудуру грозило разрушение.
В наполненных водой трещинах каменных плит сооружения буйно разрослись водоросли, лишайники, барельефы покрылись плесенью. Скульптуры разъедала соль.
В 1975 году, вскоре после того, как правительство Индонезии забило тревогу на весь мир, началась капитальная реставрация памятника под эгидой ЮНЕСКО.
Прежде всего были возвращены головы скульптурам Будды. Многие из них были вывезены из страны голландскими колонизаторами; часть наряду с фрагментами лепных украшений оказалась в музеях и частных коллекциях Лондона и Нью-Йорка.
Сам храм был разобран. Более 800 тысяч каменных плит снято с храма, чтобы укрепить холм. Параметры орнаментальных частей Боробудура занесли в память компьютера, чтобы вернуть каждую на прежнее место. Официально реставрация была закончена в феврале 1983 года.
Сегодня Боробудур — символ национальной истории Индонезии, место неиссякаемого паломничества и верующих, и туристов.
Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 4-6 апрель-июнь 1992, частично обновлен в августе 2023