Виталий Плинер и Егор Быковский (справа) привезли флаг «Вокруг света» на Северный полюс
Подлинная история практического освоения Крайнего Севера началась не с Пири, Амундсена, Нансена , Кука и многих, многих других — публика готова была считать их отважными первопроходцами, но причины стремления этих доблестных людей к полюсу почти для всех оставались неясными. По-настоящему все началось в Советской России в 30-х годах прошлого столетия. Главной целью тогдашнего руководства страны, разумеется, был не Северный полюс как таковой, а возможность судоплавания из Европейской части России на Дальний Восток. А для этого, разумеется, нужны были десятки полярных станций, которые передавали бы регулярные метеосводки с маршрута — и обеспечивали надежную радиосвязь.
Летчик Г. Власов, И. Папанин и капитан ледокола «Таймыр» А. Остальцов на станции «Северный полюс-1»
И вот над Северным полюсом 6 июня 1937 года был поднят флаг СССР, официально учреждена самая первая в мире станция на полюсе («СП-1»), доставившие экспедицию самолеты отправились в обратный путь. А четверо остались на льду — Иван Папанин, Эрнст Кренкель, Петр Ширшов, Евгений Федоров. И их палатка. Программа дрейфа и научных исследований была рассчитана на год, но скорость перемещения станции оказалась намного выше расчетной. В конце январе 1938 года «СП-1» оказалась почти в прямой видимости берегов Гренландии и на самой кромке дрейфующих льдов. 19 февраля героический дрейф закончился, спасательная экспедиция завершилась удачно, и папанинцев сняли со льдины.
Прошло 70 лет. Давно уже нет в живых непосредственных участников тех событий. Историю первой на свете полярной станции стали забывать. Ситуацию решили исправить владельцы международного выставочного холдинга MVK, и в частности его генеральный директор Алексей Шабуров, человек, страстно увлеченный историей освоения Севера. Было задумано провезти по российским городам и весям большую выставку, посвященную полярным исследованиям второй половины 1930-х годов. Какое место избрать для торжественного открытия такой выставки? На самом Северном полюсе, конечно. И вот ранним утром в понедельник 23 апреля участники экспедиции отправляются сначала в город Лонгйирбюэн на Шпицбергене, оттуда — в дрейфующий ледовый лагерь Барнео, километрах в ста от полюса. Сюда летают всего два больших транспортных самолета АН-74 с российскими экипажами — ну кто из иностранцев еще согласится сажать тяжелый самолет на полутораметровый лед?
Рядом с самой большой палаткой на Барнео, кают-компанией, стоит шест с колоколом. Каждый должен твердо запомнить, что частые удары колокола оповещают о трещине в лагере, редкие — подходит медведь, нужно хвататься за оружие. Взрослый голодный самец не станет прятаться в торосах и выжидать момент — завидев пищу, он прямиком, на хорошей скорости отправляется к ней. Правда, белые медведи в этих широтах появляются нечасто, ведь ближайшая земля далеко, а большие полыньи редки.
Потом, уже вертолетом, из лагеря Барнео — час лета на сам географический Северный полюс, «пуп земли». Точную копию «папанинской» палатки мы ставим глухой ночью, но на полюсе в это время — полярный день, и солнце никогда не скрывается за горизонтом. Только это очень холодный день: минус 20 по Цельсию, постоянный сильный ветер визжит, как хищный зверь, флаги, которые мы должны водрузить здесь, не плещутся, а стоят, будто вырезанные из жести. Любой незащищенный кусочек кожи горит, словно опаленный огнем. Впрочем, 70 лет назад, без специальной одежды и оборудования, было еще труднее.
А тем временем из другой палатки, поставленной рядом с «папанинской», слышатся звуки виолончели — играет преподаватель Московской консерватории Денис Шаповалов. Похоже, это первое «живое» выступление профессионального исполнителя в этих краях. После концерта палатки быстро сворачиваются: постоянная «выставка» здесь невозможна — лед непрерывно дрейфует, и через день-два можно, оставаясь «на одном месте», оказаться в сотнях километров от полюса. Мы собираемся в обратную дорогу, задача выполнена — экспозиция, посвященная истории покорения Северного полюса, побывала в «точке ноль», равно как и мы сами. Нам повезло дважды: во-первых, «подержались за земную ось», а во-вторых — трещина, на следующий день расколовшая лед рядом со взлетно-посадочной полосой, не помешала нам вернуться обратно.
В течение ближайшего года выставка, закаленная северным холодом, объедет крупные российские города, ну а флаг «Вокруг света» тем временем готов к новым путешествиям в любую точку планеты.
Подробный репортаж на www.vokrugsveta.ru/telegraph/globe/307/ , а также на