Услышав слово «Индия», мы сразу представляем себе коробочку чая «со слоном», йога в позе лотоса, священную корову, улегшуюся посреди дороги, художественный фильм с Раджем Капуром и непременными ласкающими слух песнями главных героев по поводу и без повода… Но автомобили? Разве там и автомобили делают? Вот и я, получив такой вопрос редакции, был поначалу в недоумении: о чем здесь, собственно, писать?
Однако по мере погружения в тему становилось все интереснее. Оказывается, сегодня в этом почти по-китайски густонаселенном государстве насчитывается не один, не два, а целых… 30 автопроизводителей (а заводов, конечно, гораздо больше)! Даже если исключить из списка сборочные предприятия, построенные иностранцами, останется почти 20 самых настоящих индийских представителей местного автопрома. И они вовсе не так молоды. Например, ветеран легкового автомобилестроения Hindustan Motors пару лет назад отметил свое пятидесятилетие. Тогда, в 1955 году, Индия приобрела у метрополии права на производство третьего поколения Morris Oxford, получившего здесь звучное имя Ambassador. Мало того, этот автомобиль стал любимцем нации и… до сих пор сходит с конвейера в почти неизменном с 1959 года виде. Настоящая находка для кинорежиссеров, снимающих исторические ленты!
Местные фанаты марки называют его любовно — Амби и смело отправляются на нем искать приключения по городским улицам, где, кажется, никто не соблюдает никакие правила дорожного движения. Автошколы не нужны в принципе — «права» стоят недорого, а правило левой руки (англичане завезли в Индию левостороннее движение) заменяется истошным бибиканьем, стоящим над городом и днем и ночью. К тому же стукнуть соседа бампером здесь не считается предосудительным, а чтобы предупредить более серьезные коллизии, на оборудованных усилителем тормозов «амбассадорах» последних лет красуется надпись: «Caution — Powerbrakes» («Осторожно — механические тормоза»).
Следует заметить, что заводы компании Hindustan Motors, разбросанные по всей Индии, выпускают и куда более современные автомобили. Это Mitsubishi Montero, Mitsubishi Pajero, Mitsubisi Lancer и полувоенный джип Trekker.
Патриархом грузового автостроения Индии (и крупнейшим автопроизводителем страны) является концерн Tata Motors, названный по фамилии своего основателя. (Потомки семьи Тата до сих пор управляют компанией.) На самом деле это многопрофильная группа из 96 предприятий, на которых заняты 202 000 человек. Годовой оборот в прошлом году составил 21,9 миллиарда долларов, из которых пятая часть приходится на автомобилестроение. Представительства Tata Motors расположены в 54 странах мира.
Марку Tata можно, однако, найти и на легковых автомобилях, причем не только на улицах, но и на стендах крупнейших автосалонов мира. С 1990-х годов, как только Tata Motors занялся легковыми машинами, он стал завсегдатаем Женевского моторшоу, а глава фирмы Ратан Тата — давно уже свой человек в кулуарах этого автосалона. Автомобили Tata Indica, Tata Indigo, Tata Safari вот-вот появятся в автомагазинах Германии, а немцы что попало покупать не станут! Россия тоже не осталась в стороне от экспансии: грузовики Tata уже собирают на наших предприятиях.
Кстати, о наших предприятиях. На ГАЗе совсем недавно собирались освоить выпуск вседорожника «Маршал» другого индийского ветерана, на сей раз джипостроения — Mahindra& Mahindra. Это самый настоящий Jeep, а точнее, его военный предок «Виллис», лишь внутреннее содержание у него несколько осовременено. Кроме этих покорителей бездорожья предприятие выпускает трехколесные моторикши Bijlee и Champion, микроавтобусы Voyager и автобусы побольше — FJ.
Понятно, что с таким портфолио сегодня не удержаться на рынке, поэтому Mahindra&Mahindra заключил соглашение с Renault, освоив выпуск первых в мире праворульных Logan. Более того, довольный результатом глава Renault-Nissan Карлос Гон заявил, что организует в Индии производство супербюджетного авто для развивающихся стран ценой всего... 2 500 евро! Это будет уже настоящий конкурент для «Амби», ведь тот стоит от 3 000 евро; а АвтоВАЗ с его ценами вообще остается далеко позади. Правда, руль на этом бюджетнике, увы, будет справа.
Renault, однако, не единственный зарубежный автопроизводитель, освоившийся в Индии. Здесь строят автомобили Ford, Fiat, Chevrolet, Honda, Hyundai, Mercedes-Benz, Piaggo, Skoda, Toyota… А буквально весной запущен завод BMW, где индийские рабочие собирают седаны 3-й и 5-й серий. И совсем не по демпинговым ценам — что вы думаете относительно 46 000 евро? Баварцы тем не менее рассчитывают найти покупателей. Основания? На 1,1 миллиарда индийцев сегодня приходится всего 1,2 миллиона автомобилей, причем к 2015 году этот автопарк должен удвоиться. В то же время доходы населения довольно быстро растут, появляется целый класс «новых индусов», способных оценить достижения западного автопрома, в том числе и самые последние.
Не случайно в 1995 году здесь появилось совместное предприятие Reva Electric Car Company, детище местной Maini Group и калифорнийской компании AEVT. Догадались, что предлагают на этом заводе? Экологически чистые легковые электромобильчики (длина— 2 635 миллиметров, пробег — 80 километров, скорость — до 65 км/ч) Reva Zephyr для индийских мегаполисов (городов-миллионеров тут хватает). Правда, в Индии пока удалось продать чуть более трехсот таких машинок, и поэтому они теперь осваивают лондонские улицы — старые связи, знаете ли…
Так мы бегло коснулись лишь четырех из тридцати автомобильных фирм, однако надеюсь, что теперь при слове «Индия» вы будете вспоминать не только чай, слонов и йогов.