Операционная система Linux стала известна широкой публике еще в самом начале нынешнего десятилетия. Тогда ей предсказывали бурный взлет и чуть ли не победу над Microsoft Windows — но чуда не случилось. Однако теперь, после целого вала «антипиратских» дел, на нее вновь обратили внимание.
Под управлением какой операционной системы работает ваш компьютер? Многих людей этот вопрос поставит в тупик. Но куда большее количество владельцев персональных компьютеров уверенно ответят — Microsoft Widows (разве что с точным определением текущей версии немного затруднятся). Но некоторые из них почти наверняка ошибутся, сказав «Windows» просто по привычке. На самом деле на их свеженьком ноутбуке или десктопе стоит одна из версий «свободной» операционной системы Linux, которая обладает практически той же функциональностью и графически зачастую мало чем отличается, обычно лишь ценой — от «дешевле в разы» до «дешевле на порядок».
Лет семь назад автор этих строк поставил небольшой эксперимент: ввел запросы «MS Windows» и «Linux» в популярную поисковую систему. Результат, соответственно, получился 8,5 и 3 миллиона ссылок, что наглядно демонстрировало различие в популярности этих операционных систем. Сегодня тот же поиск дает совсем другой результат — 255 и 300 миллионов ссылок соответственно. Однако вывод, что Linux уже установлен на половине персональных компьютеров, был бы глубоко неверным. Этот результат лишь обозначает тенденцию роста интереса к так называемым «свободным» программам. А смена стереотипов — дело тяжелое и долгое.
Наибольшую популярность Linux имеет в серверных решениях, однако и пользовательские операционные системы (правда, их доля на Западе пока не превышает 5%) под этой маркой начинают мало-помалу теснить всемогущий Windows. В России же доля Linux на рынке операционных систем совсем невелика, но, судя как по прогнозам экспертов, так и по ситуации, складывающейся в судебной практике, в ближайшее время она начнет меняться. Собственно, это уже произошло: после нашумевшей зимней истории с Александром Поносовым, директором сельской школы, который использовал нелегальные копии Windows на школьных компьютерах и попал за это под суд (а таких дел немало, просто не обо всех пишут на страницах прессы). Стало ясно, что буквально в течение года можно ожидать следующего: во-первых, как минимум удвоения дохода Microsoft на российском рынке (до 10 миллиардов рублей или больше), а во-вторых, резко возросшей активности продавцов или распространителей Linux. Ведь и государство, и бизнес готовы платить большие деньги за легализацию установленного на рабочих компьютерах программного обеспечения. Точнее, они поняли на собственном горьком опыте, что использование пиратского программного обеспечения вовсе не сводит затраты, связанные с софтом, к нулю. Компанию, которую угораздило попасть под бдительное око компетентных органов, ожидают не только штрафные санкции, но и критичный для бизнеса арест компьютеров на некоторый срок. Больше всего страдают в данной ситуации те, кому тяжелее всего найти деньги на легализацию — мелкий и средний бизнес, небольшие некоммерческие и бюджетные организации. Что делать? Можно приобрести продукты Microsoft (причем даже в рассрочку, о чем не все, кстати, знают). Зато чуть ли не все слышали о Linux — бесплатной операционной системе. Но она же, наверное, ненадежна, раз бесплатна? Кто же ею будет заниматься за «спасибо»?
И вот тут стоит сразу развеять заблуждения — о «бесплатности» и «ненадежности» Linux и свободного программного обеспечения. «Продавец Linux» — это не оксюморон, а «свободное» далеко не всегда означает «бесплатное». В отличие от Windows обычный дистрибутив (установочный диск) Linux включает помимо собственно операционной системы сотни, а то и тысячи разнообразных программ на все случаи жизни, и каждая из них может распространяться под своей собственной лицензией. Да и самих дистрибутивов существует как минимум десяток (Ubuntu, SUSE, Slackware, Mandrake, Fedora, Debian, ASPLinux, AltLinux и другие). «Ядро» Linux, в обновлении и оптимизации которого принимают участие десятки тысяч разработчиков по всем миру, обычно (за редкими исключениями) действительно бесплатно, а вот все то, что его окружает, — далеко не всегда.
И все же производители различных дистрибутивов этой марки продают не столько набор программ, подавляющее количество которых можно и так получить вполне легально, сколько комплекс дальнейшей поддержки пользователя. Что, в свою очередь, снижает цену «операционки» и закладывает основу для добропорядочной конкуренции на рынке.
Правда, на нынешний момент эта самая конкуренция — лишь прогноз. Когда в условиях государственных тендеров зачастую появляются слова «компьютеры должны быть оснащены операционной системой Winows», то уж какая там состязательность. Пока что Linux и вообще свободное ПО (например, OpenOffice) в России находятся в состоянии так называемого «холодного старта». Спасибо компьютерным «пиратам», завалившим страну копеечным контрафактным «Майкрософтом» — это приводит к отсутствию спроса на альтернативные решения. Нет спроса — нет и предложения. До сего времени у Microsoft был отличный шанс развернуть эту ситуацию в свою пользу — постепенно и аккуратно «отгрызая» у пиратского рынка по кусочку и не давая пробиться наружу альтернативным решениям.
Но внезапная серия судебных дел против владельцев контрафактного программного обеспечения все изменила — многие теперь в курсе того, что альтернатива все же существует, более дешевая, но не менее удобная. Возможно, уже через полгода-год слово Linux окажется для менеджеров вполне понятным, а Microsoft и Office перестанут наконец быть близнецами-братьями.
Вехи
История собственно Linux (слово получено «скрещиванием» «Linus» и Unix) началась в 1991 году. Именно тогда студент Хельсинкского университета Линус Торвальдс решил немного усовершенствовать популярную в то время в академических кругах систему Minix, приспособив ее для персональных компьютеров с процессорами Intel 80386, предшественников современных Пентиумов. 25 августа 1991 года в одной из конференций USENET появилось сообщение Торвальдса, который объявил о своем желании «слегка поразвлечься с написанием нового ядра», предупредив, что «это будет не так серьезно, как проект GNU», а месяц спустя пригласил всех желающих присоединиться к разработке. В сентябре Торвальдс разместил систему на сервере своего университетского преподавателя Ари Лемке. Скромный студент назвал свое творение Freax, но Лемке переименовал ее в Linux, в честь автора. Уже осенью 1992 году компания SLS (Softlanding Linux System) выпустила первый дистрибутив Linux, но дело не пошло: к 1994 году разработчик дистрибутива SLS Питер МакДональд потерял интерес к своему детищу. Впрочем, на основе SLS был разработан один из основных существующих по сию пору дистрибутивов — Slackware. Правда, в то время Linux предназначался в основном для использования на компьютерах самих же разработчиков (число которых при этом возрастало по экспоненте). Зато уже к 1997 году, по разным оценкам, на различные компьютеры (от персональных до больших серверов) было установлено от 3 до 6 миллионов копий Linux. Точное количество копий Linux, установленных в данный момент на персональных компьютерах, не представляется возможным подсчитать. В отличие от закрытых систем вроде MSWindows, где требуется покупать лицензию на каждую установку OC на компьютер, Linux продается (или раздается) в виде дистрибутивов, с которых можно установить систему на любое количество ПК.
Собратья-конкуренты
Идейные противники Linux, как ни странно, не только поклонники программного обеспечения от Microsoft. Дело в том, что концепция свободного программного обеспечения, принесшая известность Торвальдсу, далеко не нова. Вообще-то до появления Microsoft практически все программы, включая даже первые версии Unix, являлись «свободными», а программирование было преимущественно занятием ученых, и не поделиться результатами своих трудов с коллегами считалось дурным тоном. Нередко этим занимались даже крупные фирмы. Например, AT&T, а точнее, Bell Labs. Этой компании запрещалось вести коммерческую деятельность в компьютерной области, и поэтому разработчики операционной системы Unix Кен Томпсон (Ken Thompson) и Деннис Ричи (Dennis Ritchie) высылали желающим магнитные ленты с «исходниками» Unix со своего места работы по цене расходных материалов. К началу 1980-х годов все изменилось — наступила эра персональных компьютеров, коммерческие программы и операционные системы (в частности, DOS от Microsoft) начали свое победное шествие по миру, и ржа корыстолюбия проникла в мир «больших» машин и «серьезного» программирования. Что чрезвычайно опечалило Ричарда Столлмана, бывшего профессора Массачусетсского технологического университета, решившего воскресить «правильный» подход к производству программ. В 1984 году он основал Free Software Foundation (FSF, Фонд свободного ПО) и проект GNU (
• свобода запускать любые программы с любыми целями;
• свобода изменять или совершенствовать исходный код программ (программа, распространяемая по «публичной лицензии» GNU, всегда поставляется вместе с исходным кодом — этой самой строго охраняемой и никогда не раскрываемой частью коммерческих программ);
• свобода сколько угодно копировать и как угодно распространять программы — хоть раздавать их даром, хоть запрашивать за них миллиард;
• и, наконец, — запрет ограничивать описанную выше свободу программ. Таким образом, свободными программами можно торговать, хотя перечисленные принципы не назовешь удобными для торговцев. Но ведь не ради них затевался весь проект. Даже при внимательном анализе существенные отличия от схемы продвижения Linux в глаза не бросаются. Все перечисленные принципы сформулированы в юридическом документе, лицензии GPL (General Public License), разработанной FSF. Ее фирменный знак — «авторское лево», зеркально отраженный значок copyright.
Проект GNU Cтоллмана — это тоже Linux-подобная система, написанный с нуля клон Unix, но распространяется он в строгом соответствии с лицензией GPL, куда более «коммунистической», с точки зрения адептов платного ПО (для распространения Linux используется тоже GPL, но только для ядра системы). Однако многие склонны называть «последним революционером прошлого столетия» именно Линуса Торвальдса, а не Столлмана. Во всяком случае, на развитие и продвижение именно Linux, а не на GNU работают десятки тысяч программистов, большая часть которых делает это практически безвозмездно.