Железнодорожных линий в Перу насчитывается не более десятка: одни — узкоколейные, длиной 50—60 километров, другие — с нормальной колеей, разветвленные, протяженностью в сотни километров. Однако единой железнодорожной сети в Перу нет, и ни одна магистраль не пересекает страну с севера на юг или с востока на запад.
Причин здесь несколько. Не хватает средств на расширение железнодорожной сети, медленно растет парк локомотивов и вагонов. В северо-восточном департаменте Лорето простирается амазонская сельва, где сама мысль о просеках, насыпях и укладке шпал кажется абсурдной. Но самое главное препятствие — Анды. Могучие хребты Западной Кордильеры отделяют узкую полоску Тихоокеанского побережья от восточных районов страны. Неприступные «пяти»- и «шеститысячники», глубочайшие ущелья, казалось бы, навеки наложили запрет на трансперуанское рельсовое сообщение.
И тем не менее Перу держит своеобразный рекорд по части железнодорожного строительства — здесь лежит самая высокогорная в мире железная дорога.
Магистраль начинается в Лиме. Очень скоро рельсы забираются в горы, а в городе Ороя путь раздваивается: одна ветка уходит на юг к городу Уанкавелика, вторая бежит на север и заканчивается в селении Гойльярискисга. «Заоблачных» железных дорог в мире, пожалуй, не так уж много, но равных этой нет нигде: большая часть пути пролегает выше четырех тысяч метров, а наивысшая точка находится и вовсе на «альпинистской» высоте — 4817 метров над уровнем моря.
Дорога построена примерно 100 лет назад, с тех пор инженерные сооружения и металлические конструкции не раз приходилось обновлять. А этих сооружений и конструкций на всем протяжении пути — изрядное количество: 677 туннелей и 62 моста насчитает пассажир, если пожелает проехать «самой заоблачной» по всему маршруту.
...Туннель — мост — карниз над ущельем... Туннель — мост — карниз... И так без конца. Впрочем, однообразие лишь кажущееся. Скучать на этой дороге не приходится. Доказательством тому служит название одного из перевалов — «Адский» (кстати, все туннели и перевалы имеют свои имена). На высоте 3200 метров поезд вонзается в длиннющий трехкилометровый туннель, а вылетев из него, тут же оказывается на ажурном мосту, повисшем над невообразимой пропастью. Вниз лучше не смотреть. Да и по сторонам тоже: грозные вершины, кажется, готовы сомкнуться над составом.
Никакой предварительной подготовки пассажиры не проходят. Кислородные подушки и транквилизаторы также не полагаются. Да и зачем? Всего-навсего обычная железная дорога. Разве что лежит она выше иных авиационных трасс...
Л. Глебов